Венера Аркадьевна Бархиян
Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
- развитие экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Успех решения данных задач обеспечивается обязательными условиями:
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
- личностно-ориентированным воздействием взрослого и ребенка;
- постоянным общением детей с природой;
- построением экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активное участие родителей в воспитательном процессе.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе, о многообразии ценностей природы Земли. При этом знания, как показали научные исследования (Кондратьева Н. Н., Логинова В. Н., Николаева С. Н.) приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операционной стороны интеллекта : совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
В работе по экологическому воспитанию опираюсь на наблюдение, моделирование и поисковую деятельность. В ходе наблюдения у детей формируется представление о существовании живых организмов в природе и их разнообразии. Опыты использую, когда знакомлю детей с объектами неживой природы, для этого в группе организовала мини - лабораторию. Широко в своей работе применяю картинки – модели. Практика показала, что с помощью моделирования дети лучше описывают объекты природы (цвет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение и др.). Модели многофункциональны: использую их в режимных моментах, в организованной и совместной деятельности. Придумывая модели необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов, раскрывать существенные признаки. Замысел по созданию моделей следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Росту познавательного интереса способствует соблюдение следующих правил:
- систематичность;
- учет возрастных особенностей детей;
- подача материала в порядке возрастающей сложности;
- игровой характер заданий;
- опора на сознательную деятельность детей.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формировании его экологического сознания. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка.
Игра – это способ осмысления окружающего мира. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления. Все происходит легко, естественно, с удовольствием.
Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходим тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Отбор игр должен соответствовать определенным требованиям:
- игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей;
- содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, полученным предварительно;
- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
В своей работе я использую игры на тему: «Живая природа» : «Соседи по планете», «Кому, где нравиться», «Кто, где живет», «Кому, что нужно?», «Почему мы такие разные?»; «Неживая природа» : «Что, где находится?», «Почему так бывает?» и т. д.
Дидактические игры подбираются исходя из возрастных особенностей детей. Они должны углублять, уточнять и закреплять знания о природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: разрезные картинки, различные лото.
Игры по экологии можно разделить на игры по распознаванию и сравнению растений и животных.
В дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к окружающей их природе: животным, растениям, погодным влияниям. Возникающие в этом возрасте вопросы: «Зачем? Почему? Откуда?» - порой ставят взрослых – родителей, педагогов – в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любопытство, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления – важные задачи работы с детьми в дошкольный возраст.