Наталия Терешкина
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Публикация «Консультация для родителей „Значение сенсорного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д., времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.). Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.
Необходимо понимать, что сенсорное воспитание должно проводиться в соответствии с возрастом ребенка.
С представлениями о форме, величине и цвете малыша следует знакомить в 3-4 года. В доступном виде ему нужно преподносить информацию о: семи главных цветах спектра, величине (в сравнительной форме и не более двух свойств за один раз: большой и маленький, широкий и узкий, длинный и короткий, форме (сначала круг и шар, квадрат и куб, затем овал, прямоугольник, треугольник и т. д, количестве (сначала кроха должен освоить понятия «много» и «мало», потом уже можно переходить к конкретным цифрам)
Сенсорное развитие детей 4-5 лет. В средней группе дети продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками.
Путем экспериментирования осваивают возможности смешения цветов. Знакомство с формой предполагает изучение двух новых фигур (трапеция и многоугольник). Дети продолжают учиться анализировать изображение предметов сложной формы и воссоздавать ее из частей.
При знакомстве с величиной используются более сложные задания, в основном это игры, в которых надо ориентироваться на два или три признака одновременно.
У детей 5-6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.
Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д.
7 лет – это возраст, когда личность, характер, привычки и убеждения практически сформированы. Основа уже заложена – теперь можно только направлять и развивать ребенка, дополнять и корректировать усвоенные знания и понятия. При этом нельзя переоценивать самостоятельность ребёнка, мышление его все равно остается незрелым.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.