Татьяна Февралёва
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного воспитания младших дошкольников.
В этот раз хотелось бы поговорить о сенсорном развитии малышей.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, поскольку именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременная работа по развитию сенсорики предполагает, на мой взгляд, формирование разносторонне развитой личности. Хотелось бы видеть сегодняшних малышей в будущем тонко чуствующими и глубоко мыслящими взрослыми людьми. Согласитесь, что с такими людьми гораздо приятнее общаться и сотрудничать.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Лучшим средством для развития сенсорики, несомненно, являются дидактические игры и упражнения. Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений, в которые мы с большим удовольствием играем с нашими малышами.
Дидактическая игра "Посади божью коровку на свой цветок".
Цели:
1. Учить различать, называть и сравнивать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) и их оттенки (коричневый, оранжевый).
2. Знакомить с величиной и формой предметов.
3. Развивать навыки самостоятельной деятельности, творческие способности, любознательность.
Игра состоит в том, чтобы рассадить божьих коровок на соответствующий по цвету цветок.
Вариативность этой игры большая - от индивидуальных заданий до командных соревнований.
Игра может постоянно дополняться "коровками" других цветов.
Дидактическое пособие "Волшебные прищепки".
Цели:
1. Учить детей правильно брать и открывать прищепку.
2. Закреплять знания основных цветов.
3. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.
4. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.
Это пособие - море вашей с детьми фантазии. Можно подбирать к фигуркам прищепки такого же цвета, можно подбирать контрасные цвета, можно вообще придумать что-то своё, совсем необычное. И опять-таки дополнять и дополнять новыми элементами (фигурками животных, фруктов, овощей и т. д.)
Пальчиковая игра-гимнастика с прищепками.
Цели:
1. Развивать и укреплять мелкую мускулатуру рук.
2. Развивать координацию движений.
Бельевой прищепкой (не очень тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Сильно кусает котенок-глупыш. Он думает, это не палец, а мышь». Затем меняем руки. И опять делаем то же упражнение со словами : «Но я, же играю с тобою, малыш. А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Малышам эта игра-гимнастика очень нравится.
Дидактическое пособие "Тактильные дорожки".
Цели:
1. Развивать координацию движений, совершенствовать тактильно-осязательное восприятие: твердое-мягкое, колючее-гладкое, упругое-рыхлое, жесткое-эластично.
2. Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, мышления и воображения, зрительного внимания.
Пособие состоит из разноцветных карточек, на каждой из которых имеется дорожка из различных на ощупь материалов: пластмассовых пуговиц, кожи, плодовых зёрнышек или косточек, меха, шнурка и т. п.
Задания:
1. Помочь животному добраться до корма или детёныша (провести пальчиком по дорожке).
2. Исследовать пальчиками дорожку и описать, какая она на ощупь (гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая, упругая, скользкая и т. д.)
3. Определить с закрытыми глазами, из чего сделана дорожка.
4. Угадать по описанию ведущего, из чего сделана дорожка.
Это пособие тоже можно дополнять дорожками из различных материалов и придумывать к ним новые задания.
Пальчиковые игры с крупами.
В глубокую миску насыпаем любую крупную крупу (гречку, рис, перловку, фасоль ли горох, опускаем в неё руки и имитируем движение, которым месят тесто. Одновременно приговариваем: «Месим, месим тесто. Есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи». Ребёнок может играть в эту игру как самостоятельно (под присмотром взрослого, так и вместе с вами.
Дидактическая игра "Помоги матрёшкам найти свой домик".
Цели:
1. Развивать умение различать и называть основные цвета.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Развивать эстетическое восприятие.
Суть игры сводится к тому, чтобы собрать всех матрёшек одного цвета в своём домике. И конечно же, можно придумать свой вариант игры, например, "синие матрёшки хотят придти в гости к красным" и т. д.
Спасибо за внимание!