Ирина Просёлкова
Принципы сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном учреждении, обеспечивая условия для формирования сенсорного (чувственного) опыта, решается важная задача своевременного развития ребенка, побуждая его к зрительному, слуховому, тактильному восприятию предметов ближайшего окружения.
Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего дошкольного периода. Они состоят в следующем:
Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.
Публикация «Принципы сенсорного воспитания» размещена в разделах
Игры и непосредственно образовательная деятельность, направлены на решение развивающих задач. Работу с детьми необходимо направлять на совершенствование подражания, развитие способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначение предметов, овладевать способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, уметь подчинять свои действия словесному указанию.
Интеграция воспитательных задач.
Следует способствовать активизации работы анализаторов, расширению ориентировки в окружающем, усложнению различных видов деятельности, развитию речи и моторики.
Обучение детей организованное и систематическое.
Непосредственно образовательная деятельность и дидактические игры должны проводится по намеченному плану, и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Это положение лежит в основе организации и повторяемости образовательной деятельности и дидактических игр с детьми. Число участвующих в непосредственно образовательной деятельности сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность - зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей возрастной группой. Целесообразно с отдельными детьми некоторое время проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.
Требования, предъявляемые к детям - посильны.
Так, в начале года дети учатся следить за действиями взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие., повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся заданные предметы, как они называются. Все более устойчивым становится умение сохранять спокойную позу за столом во время занятия.
Поддержка эмоционального тонуса.
Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживает интерес к занятию. Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия.
Общепедагогические принципы :
Принцип наглядности.
Использовать в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
Принцип доступности.
Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. Доступность обучения зависит от организации учебного процесса применяемых педагогам методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения;
Принцип научности.
Реализуя принцип научности, обучать основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедрять в практику рекомендации по научной организации педагогического труда. Воспитывать учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формировать элементы научного диалектического мышления.
Принцип целенаправленности педагогического совета.
Принцип целенаправленности педагогического процесса. Цель как закон определяет характер и способ действия человека. Исходя из общих принципов целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотношение, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определение этапов ее реализаций, путем способов и средств достижения предполагаемого результата.
Принципы специальной педагогики:
Принцип единства достоинства и коррекции.
Обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и принципы коррекции отклоняющего поведения и развития, если нет объективных данных о подростке, о причинах и характере, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка.
Деятельностный принцип коррекции.
У детей с отклонениями в развитии отсутствуют или недостаточно развиты такие имеющиеся у нормально развивающегося ребенка структуры, как житейский опыт, соответствующие житейские представления, понятия и практические умения. Нет у них и необходимого и достаточного для освоения общеобразовательных предметов понятийного багажа. Специальная педагогика, реализуя психологическую теорию о деятельностной детерминации психики и следуя принципу единства образования с развитием языка, мышления и коммуникации, организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе.
Принцип интеграции усилий ближайшего окружения.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент составная часть мышления целостностях социальных отношений. Отклонения в развитии и поведение ребенка - результат не только его психофизиологического и ученического коллективов т. е. сложности в
поведении ребенка - следствие его отношений с ближайшим окружением.