Марина Владимирова
Консультация для родителей «Значение сенсорного восприятия. Сенсорные игры малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Владимирова М. Н.
В 2015 – 2016 учебном году я выбрала для себя тему по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей».
Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.).
Публикация «Консультация для родителей „Значение сенсорного восприятия, Сенсорные игры малышей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др., которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например, в лесу, на прогулке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч., дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных.
Для знакомства детей с сенсорными эталонами пользуются разнообразные дидактические материалы: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешки, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг) комплект досок с вкладышами, флажки разных цветов, мозаики.
Я бы хотела продемонстрировать примеры дидактических игр, которые я использую в своей работе.
- «Помоги божьей коровке найти свою полянку»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, развитие тактильных ощущений.
Игровой материал: дидактическое пособие, изготовленное своими руками.
Пособие состоит из 4 игрушек –божьих коровок, выполненных из цветного картона и цветной фольги, одинаковые по фактуре различные по цвету (красная, синяя, зеленая, желтая, полянок тех же цветов, что и божьи коровки.
На столе разложить полянки, разные по цвету.
Для того, чтобы завлечь ребенка в игру, загадывается загадка:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это… (Божья коровка).
– Правильно, это божья коровка!
Предлагаем ребёнку поиграть с божьей коровкой и помочь ей найти свою полянку такого же цвета. Проговариваем название цвета, предлагаем потрогать игрушку. Так как у детей раннего возраста усвоение материала идёт от простого к сложному, игру начинаем, беря игрушку одного цвета, а полянку двух цветов. Постепенно усложняя игру, предлагаем ребёнку игрушки нескольких цветов, при этом обязательно проговариваем название каждого цвета вместе с ребёнком. Цель игры считается достигнутой, если ребёнок научился подбирать предметы одинакового цвета, при этом называя цвет данных предметов.
- Дидактическая игра «Весёлые прищепки»
Цель:
Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.
Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.
Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.
Материал: разные картонные картинки, набор цветных прищепок
- Дидактическая игра «Волшебное поле».
Цель:
Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:
Поле с изображением 4 основных цветов, и стрелкой посередине, фишки (крышечки) основных цветов.
Детям показывается поле с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются фишки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка, находящаяся на нем, указывает на какой - либо цвет, а дети в свою очередь должны положить на поле соответствующую фишку.
Список используемой литературы:
1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.
(http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/)
2. Интернет ресурс: http://www.moi-detsad.ru/konsultac288.html
3. Интернет ресурс: https://sensoricinru.wordpress.com/2013/02/11/