Екатерина Лысенко
Значение навыков общения для социализации дошкольника в социуме
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – диалектическое единство процессов адаптации, интеграции, с одной стороны, и саморазвития и самореализации – с другой. В отечественной педагогике и психологии социализацию чаще понимают как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» (И. С. Кон, то есть предпочтение отдается обществу и процессу «вхождения» в него. Близкое понимание имеется у Б. Д. Парыгина, который считает, что процесс социализации представляет собой «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего существования и развития».
Публикация «Значение навыков общения для социализации дошкольника в социуме» размещена в разделах
Наиболее интенсивно отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте, живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности, и служит неотъемлемой частью перехода ребенка из одной социальной роли к другой дошкольник-школьник.
В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился!» То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.
Взрослых часто волнует неконструктивное поведение дошкольников, хотя детей больше интересуют их отношения друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются вдруг и сразу. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, тот факт, что остальные могут чувствовать и думать по-другому.
Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Они учатся таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать.
Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания, то как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям.
Мы живем в социуме, мире постоянного взаимодействия и контактов с другими людьми. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, необходимый человеку с детства.