Семёнова Людмила Георгиевна
Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка. Моя задача, находится рядом с ребенком — создать гармоничную, развивающую, эмоционально-комфортную среду. Согласно положениям ФГОС дошкольного образования и основным целям воспитания для всестороннего развития дошкольников необходимо :
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
обеспечивать эмоциональную устойчивость воспитанников, моделируя условия для развития внимательного отношения к людям;
организовывать разнообразную деятельность с целью развития заложенных природой задатков и способностей;
способствовать проявлению детской самостоятельности.
Реализовать эти требования способна предметно-развивающая среда (ПРС, способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка.
Предметно – развивающая среда - это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребёнка, а также создание интерьера в помещении группы. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Предметно развивающая среда должна быть :
наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;
открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;
здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников.
Элементы декора в группе, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребёнка.
Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделять внимание её развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В своей группе я стараюсь продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.
Предметно – пространственная развивающая среда в группе разделяется на определённые зоны или центры, можно выделить следующие центры:
Учебный центр
Центр материалов
Центр ролевой игры
Центр искусства
Центр природы и экспериментальной деятельности
Центр математического развития
Уголок уединения
Центр книги
Музыкальный центр
Центр театра
В развивающей предметной среде не могут содержаться случайные непродуманные предметы, т. к. она служит платформой самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию дошкольников. При создании предметно-развивающей среды, я учитываю все особенности группы. Важную роль при этом играет возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Так, для ребят 2–3 лет характерно активное движение (лазание, прыгание, катание). Поэтому для них организовано большое свободное пространство. Оно позволяет детям найти занятие по душе, поверить в свои возможности, научиться продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Для четырехлетних ребят создаю развернутый центр для сюжетно-ролевых игр, где они стремятся подражать взрослым. Это формирует у них уважительное отношение к старшим, развивает умение сопереживать и поддерживать окружающих людей, способствует развитию коммуникабельности. Так же предусмотрена зона временного уединения ребенка, где можно помечтать и подумать. Для старших дошкольников создан свой мир игр. Здесь они удовлетворяют свою возрастную потребность в общении и в решении интеллектуальных задач. Оборудование предметно-развивающей среды размещено таким образом, что каждый дошкольник может заниматься любимым делом: рисовать, конструировать, экспериментировать или заниматься театрально-игровой деятельностью. Особое внимание уделяю разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция предметно-развивающей среды. Создавая воспитывающие ситуации, я закладываю в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.
Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребёнка в активной и разносторонней деятельности. Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. Важно, что занимаясь, дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В группе можно планировать:
- «Центр познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т. д. ,
- «Стена творчества», позволяющая ребёнку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы.
- «Дом – моды» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно – ролевой игры, «уголок уединения»;
- Мультимедийное оборудование дает дополнительные возможности для показа слайдов и сопровождения их рассказов (Экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени», «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т. д.)
- «Кукольный дом», который можно разместить на полках (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми с воспитателями – чем не «дом Барби»)
- «Театральное помещение», которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк «Шапито», сказочный замок и т. д.
- «Лаборатория» - новый элемент, развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.
- Создание или наличие «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и они с удовольствием занимаются в ней.
Развивающая функция предметно-развивающей среды реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Профессионализм и мастерство играет здесь немаловажную роль. Постоянно совершенствуя свои знания, изучая инновационный опыт я импровизирую, нахожу новые пути взаимодействия с дошколятами. Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда максимально приближена к домашней обстановке. Это способствует нейтрализации стрессовых воздействий на ребят и созданию благоприятной, безопасной среды. Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобрала разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств грамотно обустроила ПРС.
Создавая предметно - пространственную развивающую среду необходимо помнить : среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Таким образом, создавая предметно - развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Только так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.