МААМ-картинки

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника»

Семёнова Людмила Георгиевна
Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка. Моя задача, находится рядом с ребенком — создать гармоничную, развивающую, эмоционально-комфортную среду. Согласно положениям ФГОС дошкольного образования и основным целям воспитания для всестороннего развития дошкольников необходимо :

Публикация «Выступление на педагогическом совете „Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника“» размещена в разделах

обеспечивать эмоциональную устойчивость воспитанников, моделируя условия для развития внимательного отношения к людям;

организовывать разнообразную деятельность с целью развития заложенных природой задатков и способностей;

способствовать проявлению детской самостоятельности.

Реализовать эти требования способна предметно-развивающая среда (ПРС, способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка.

Предметно – развивающая среда - это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребёнка, а также создание интерьера в помещении группы. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

Предметно развивающая среда должна быть :

наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;

открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;

здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников.

Элементы декора в группе, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребёнка.

Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделять внимание её развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В своей группе я стараюсь продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.

Предметно – пространственная развивающая среда в группе разделяется на определённые зоны или центры, можно выделить следующие центры:

Учебный центр

Центр материалов

Центр ролевой игры

Центр искусства

Центр природы и экспериментальной деятельности

Центр математического развития

Уголок уединения

Центр книги

Музыкальный центр

Центр театра

В развивающей предметной среде не могут содержаться случайные непродуманные предметы, т. к. она служит платформой самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию дошкольников. При создании предметно-развивающей среды, я учитываю все особенности группы. Важную роль при этом играет возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Так, для ребят 2–3 лет характерно активное движение (лазание, прыгание, катание). Поэтому для них организовано большое свободное пространство. Оно позволяет детям найти занятие по душе, поверить в свои возможности, научиться продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Для четырехлетних ребят создаю развернутый центр для сюжетно-ролевых игр, где они стремятся подражать взрослым. Это формирует у них уважительное отношение к старшим, развивает умение сопереживать и поддерживать окружающих людей, способствует развитию коммуникабельности. Так же предусмотрена зона временного уединения ребенка, где можно помечтать и подумать. Для старших дошкольников создан свой мир игр. Здесь они удовлетворяют свою возрастную потребность в общении и в решении интеллектуальных задач. Оборудование предметно-развивающей среды размещено таким образом, что каждый дошкольник может заниматься любимым делом: рисовать, конструировать, экспериментировать или заниматься театрально-игровой деятельностью. Особое внимание уделяю разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция предметно-развивающей среды. Создавая воспитывающие ситуации, я закладываю в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.

Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребёнка в активной и разносторонней деятельности. Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. Важно, что занимаясь, дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В группе можно планировать:

- «Центр познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т. д. ,

- «Стена творчества», позволяющая ребёнку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы.

- «Дом – моды» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно – ролевой игры, «уголок уединения»;

- Мультимедийное оборудование дает дополнительные возможности для показа слайдов и сопровождения их рассказов (Экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени», «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т. д.)

- «Кукольный дом», который можно разместить на полках (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми с воспитателями – чем не «дом Барби»)

- «Театральное помещение», которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк «Шапито», сказочный замок и т. д.

- «Лаборатория» - новый элемент, развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.

- Создание или наличие «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и они с удовольствием занимаются в ней.

Развивающая функция предметно-развивающей среды реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Профессионализм и мастерство играет здесь немаловажную роль. Постоянно совершенствуя свои знания, изучая инновационный опыт я импровизирую, нахожу новые пути взаимодействия с дошколятами. Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда максимально приближена к домашней обстановке. Это способствует нейтрализации стрессовых воздействий на ребят и созданию благоприятной, безопасной среды. Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобрала разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств грамотно обустроила ПРС.

Создавая предметно - пространственную развивающую среду необходимо помнить : среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Таким образом, создавая предметно - развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Только так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.

Публикации по теме:

Значение предметно-развивающей среды в развитии связной речи у младших дошкольников 1 слайд. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Значение предметно-развивающей среды в организации вариативной игровой деятельности в средней группе ДОУЗначение предметно-развивающей среды в организации вариативной игровой деятельности в средней группе ДОУ Средний дошкольный возраст - это время активного формирования личности. Для четырех-пятилетних дошкольников характерна очень высокая двигательная.

Шуточное выступление молодых специалистов в детском саду на итоговом педагогическом совете Шуточное выступление молодых специалистов в детском саду на итоговом педагогическом совете. Методист: Дорогие коллеги! Заканчивается учебный.

Выступление на педагогическом совете «Активизируем словарь детей посредством игры» Развитие речи ребенка неразрывно связано с постепенным знакомством и овладением родным языком. Активное усвоение лексических и грамматических.

Выступление на педагогическом совете «Конструктивная деятельность и его значение» Выступление на педагогическом совете. «Конструктивная деятельность и его значение». Термин «конструирование» (от латинского слова construere).

Выступление на педагогическом совете «Формирование творческой личности» Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания.

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Выступление на педагогическом совете «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи» С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Выступление на педагогическом совете «Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки)» Выступление на педагогическом совете: «Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) и её роль в воспитании.

Выступление воспитателя на педагогическом совете «Детское творческое конструирование» Выступление воспитателя на педагогическом совете по теме: «Детское творческое конструирование». Проблема развития детского творчества в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 20:28
+265Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Семёнова Людмила Георгиевна (УИ 689927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД