Елена Маренкова
Значение музицирования для развития творческих, музыкальных способностей дошкольников
Маренкова Е. В., музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №190
Значение музицирования для развития творческих, музыкальных способностей дошкольников
Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучание, не имея средств для выражения душевных состояний.
Р. Шуман
Публикация «Значение музицирования для развития творческих, музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
Вся музыкальная деятельность педагога должна быть направлена не только на достижение определенного результата, она имеет смысл, когда на основе этих результатов влияет на воспитанника в перспективе развития его музыкальных способностей. О музыкальных способностях написано немало. Б. М. Теплов большое значение в успешности музыкальной деятельности уделял музыкальности - комплексу способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью и связанных с любым ее видом. [1] Современные исследователи сущности способностей склоняются к мнению о том, что трех компонентов, составляющих эту сущность - музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, - не достаточно для осуществления музыкально - творческой деятельности. К. В. Тарасова к основным музыкальным относит следующие способности : - эмоциональная отзывчивость на музыку; - познавательные музыкальные способности : сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма, интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов, музыкальная память и музыкальное воображение, а также частные - абсолютный слух и сенсомоторные исполнительские данные. [1] Психолог А. Маслоу писал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.» [2] Занимаясь с дошкольникам музицированием, я беру за основу игровые подходы и творческие задания : именно они позволяют в пределах установленного времени занятий (НОД) прийти к первым, пусть не идеальным, но желаемым результатам и увлечь детей музыкальным процессом. «Игры со звуками» (по методике К. Орфа, в которых детям предлагается изобразить голосом разные звуки (например, звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш, могут сочетаться с последующим творческим заданием подобрать элементарные музыкальные инструменты, наиболее похожие на звук ветра - это могут быть более традиционные погремушки и маракасы (их звук разнообразен, в зависимости о наполнения в смысле материала) и менее традиционные - бар чаймс. Русский музыковед и педагог Б. Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. [3]. Исходя и этого, для творческой составляющей процесса считаю нужным дополнить работу использованием мелодекломации: группа дошкольников разделяется на музыкантов и чтеца (чтецов) - музыканты сопровождают чтение чтеца (чтецов) музицированием на соответствующих элементарных, музыкальных инструментах. Приведу пример: во время исполнения стихотворения М. Исаковского «Ветер», на произнесении последнего слова фразы музыкант «изображает» звуком своего инструмента действие или персонаж.
Осторожно ветер из калитки (вышел, погремушка не звонкая, 4-5 ударов Постучал в окошко, пробежал по (крыше. треугольник сначала 3 удара медленно, потом несколько в более быстром темпе Поиграл немного ветками (черёмух, маракас Пожурил за что - то воробьёв (знакомых. колокольчик И, расправив бодро молодые крылья, бар чаймс (одно проведение по трубочкам восходящему движению) Полетел куда - то вперегонку с пылью.
Для более яркого впечатления, полного в смысле образности, можно использовать фоновую чуть слышную музыку, которую в данном случае после исполнения стихотворения можно динамически ненадолго усилить и затем остановить звучание. Подобная музыкально - поэтическая миниатюра уместна как отдельный концертный номер для любого праздника старших дошкольников. Сначала может показаться, что данный вид деятельности под силу и успешен для дошкольников старшего возраста, но, все - же и в этом случае обычная погремушка и бубен могут в первую очередь увлечь и развлечь малыша.
1. Тили - (бом 1 удар бубна, тили - (бом! 1 удар бубна) Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, звон бубна Заливает кошкин дом. 2. Большие ноги шли по дороге: топ - топ - топ - топ - топ бубен /погремушка, удары в медленном темпе Маленькие ножки бежали по дорожке: топ - топ - топ - топ - топ бубен /погремушка звон 3. Уходи с дороги кот, наша Танечка идет: топ-топ, топ-топ. удары бубен /погремушка Наша Танечка идет, ни за что не упадет: топ-топ, топ-топ! удары бубен /погремушка
Используемая литература
1. Айкина Л. П., канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников 2. Войнова И. В., концертмейстер высшей категории ОГБОУ УКИКСТ «Инструментальное музицирование в детском возрасте как основа пробуждения у детей интереса к музыкальному искусству». 3. Урсова А. Н. «Формирование художественно-эстетических музыкальных способностей детей в ДОУ по методу синтеза искусств».