Елена Маренкова
Значение музицирования для развития творческих, музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Маренкова Е. В., музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №190
Значение музицирования для развития творческих, музыкальных способностей дошкольников
Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучание, не имея средств для выражения душевных состояний.
Р. Шуман
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Вся музыкальная деятельность педагога должна быть направлена не только на достижение определенного результата, она имеет смысл, когда на основе этих результатов влияет на воспитанника в перспективе развития его музыкальных способностей. О музыкальных способностях написано немало. Б. М. Теплов большое значение в успешности музыкальной деятельности уделял музыкальности - комплексу способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью и связанных с любым ее видом. [1] Современные исследователи сущности способностей склоняются к мнению о том, что трех компонентов, составляющих эту сущность - музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, - не достаточно для осуществления музыкально - творческой деятельности. К. В. Тарасова к основным музыкальным относит следующие способности : - эмоциональная отзывчивость на музыку; - познавательные музыкальные способности : сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма, интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов, музыкальная память и музыкальное воображение, а также частные - абсолютный слух и сенсомоторные исполнительские данные. [1] Психолог А. Маслоу писал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.» [2] Занимаясь с дошкольникам музицированием, я беру за основу игровые подходы и творческие задания : именно они позволяют в пределах установленного времени занятий (НОД) прийти к первым, пусть не идеальным, но желаемым результатам и увлечь детей музыкальным процессом. «Игры со звуками» (по методике К. Орфа, в которых детям предлагается изобразить голосом разные звуки (например, звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш, могут сочетаться с последующим творческим заданием подобрать элементарные музыкальные инструменты, наиболее похожие на звук ветра - это могут быть более традиционные погремушки и маракасы (их звук разнообразен, в зависимости о наполнения в смысле материала) и менее традиционные - бар чаймс. Русский музыковед и педагог Б. Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. [3]. Исходя и этого, для творческой составляющей процесса считаю нужным дополнить работу использованием мелодекломации: группа дошкольников разделяется на музыкантов и чтеца (чтецов) - музыканты сопровождают чтение чтеца (чтецов) музицированием на соответствующих элементарных, музыкальных инструментах. Приведу пример: во время исполнения стихотворения М. Исаковского «Ветер», на произнесении последнего слова фразы музыкант «изображает» звуком своего инструмента действие или персонаж.
Осторожно ветер из калитки (вышел, погремушка не звонкая, 4-5 ударов Постучал в окошко, пробежал по (крыше. треугольник сначала 3 удара медленно, потом несколько в более быстром темпе Поиграл немного ветками (черёмух, маракас Пожурил за что - то воробьёв (знакомых. колокольчик И, расправив бодро молодые крылья, бар чаймс (одно проведение по трубочкам восходящему движению) Полетел куда - то вперегонку с пылью.
Для более яркого впечатления, полного в смысле образности, можно использовать фоновую чуть слышную музыку, которую в данном случае после исполнения стихотворения можно динамически ненадолго усилить и затем остановить звучание. Подобная музыкально - поэтическая миниатюра уместна как отдельный концертный номер для любого праздника старших дошкольников. Сначала может показаться, что данный вид деятельности под силу и успешен для дошкольников старшего возраста, но, все - же и в этом случае обычная погремушка и бубен могут в первую очередь увлечь и развлечь малыша.
1. Тили - (бом 1 удар бубна, тили - (бом! 1 удар бубна) Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, звон бубна Заливает кошкин дом. 2. Большие ноги шли по дороге: топ - топ - топ - топ - топ бубен /погремушка, удары в медленном темпе Маленькие ножки бежали по дорожке: топ - топ - топ - топ - топ бубен /погремушка звон 3. Уходи с дороги кот, наша Танечка идет: топ-топ, топ-топ. удары бубен /погремушка Наша Танечка идет, ни за что не упадет: топ-топ, топ-топ! удары бубен /погремушка
Используемая литература
1. Айкина Л. П., канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников 2. Войнова И. В., концертмейстер высшей категории ОГБОУ УКИКСТ «Инструментальное музицирование в детском возрасте как основа пробуждения у детей интереса к музыкальному искусству». 3. Урсова А. Н. «Формирование художественно-эстетических музыкальных способностей детей в ДОУ по методу синтеза искусств».