Альбина Резникова
Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика и психология уделяют особое внимание вопросу психического и физического здоровья детей. На наш взгляд недостаточно изучены факторы, имеющие непосредственное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Эмоциональная сфера ребенка является одним из мощных внутренних факторов, влияющих на психику, и представляет собой сложную систему регуляции поведения ребенка.
Публикация «Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и педагога» размещена в разделах
Проблема развития эмоциональной сферы в настоящее время осложняется тем, что дети стали меньше общаться друг с другом, со взрослыми, их больше интересуют компьютерные игры, развлекательные программы по телевидению, социальные сети. Непосредственное общение способствует обогащению жизни, эмоционально разнообразит сферу ощущений. Педагоги утверждают, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Положительные эмоции способствуют развитию ребенка, воодушевляют на поиск новых решений, творчество, открытия, отрицательные эмоции затормаживают процесс развития.
В свою очередь, в процессе обучения и воспитания педагогический стиль воспитателя оказывает непосредственное воздействие на развитие личности воспитанника, в том числе и на его эмоциональное развитие. Педагогический стиль влияет на эффективность педагогического общения, обеспечивает психологический контакт воспитателя и воспитанников. Позитивное общение педагога и детей превращает их в субъекты общения, помогает преодолевать психологические барьеры. Значимость педагогического общения в структуре педагогической деятельности обуславливает интерес к изучению проблемы индивидуального стиля педагогического общения.
Проблема комфортного пребывания в детском саду кажется нам достаточно важной и актуальной, так как именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие личности ребенка, формирование личностных качеств и психических процессов, в том числе и эмоционального развития.
Объектом нашего исследования выступает процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является влияние педагогического стиля воспитателя на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования выявить возможности влияния педагогического стиля на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста влияет педагогический стиль общения воспитателя. Своевременная коррекция взаимодействия воспитателя и детей способствует развитию детей.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Разобрать возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка;
- Проанализировать понятие педагогического стиля, эмоциональной сферы;
- Провести диагностику педагогических стилей общения педагога с детьми;
- Исследовать методы формирования эмоциональной сферы.
Диагностические методики, которые мы использовали в процессе эксперимента: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой, тест по оценке эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми Ю. Вьюнковой, опрос по методике В. Г. Моралова. Исследования проводились на базе МДОУ №15 детский сад «Улыбка» города Георгиевска.
По результатам исследований можно сказать, что дошкольники отдавали предпочтение основным цветам, на последних местах были черный и коричневый, таким образом, эмоциональное развитие у детей в норме. Несколько детей подвержены негативизму и стрессу, нарушению контроля поведения, данная информация говорит о дисбалансе в эмоциональной сфере дошкольника. После беседы с психологом и воспитателем выяснили, что такие дети проявляют нервозность, агрессию к детскому коллективу, они находятся на внутреннем контроле.
Дошкольники обнаружили плохую дифференциацию положительных и отрицательных эмоций, наличие инверсии и амбивалентности. При этом дошкольники выражают позитивное отношение к различным видам деятельности. Наиболее интересная деятельность для детей в эмоциональном плане та, которую дети выбирают самостоятельно, рисование, игровая деятельность. Наименьшие предпочтения у детей получили занятия, общение с воспитателем, дорога в детский садик.
Исследование по методике В. Г. Маралова показало следующие результаты. Воспитатели разделены на 2 группы. 3 человека принимают личностно ориентированную модель взаимодействия, 2 человека используют учебно-дисциплинарная модель общения. 2 педагога, использующие учебно-дисциплинарную модель взаимодействия ставят целью вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками. Для данной цели применяются наставление, объяснение, разъяснение, поощрение, наказание и другое. Эмоциональная сфера дошкольников при этом наполнена массой негативных эмоций, эмоциональная связь не способна наладиться. 3 педагога, использующие личностно-ориентированную модель, целью взаимообщения ставят обеспечение чувства уверенности, доверия, защищённости, психологического здоровья, развитие индивидуальности ребенка. Воспитание и развитие в данном случае ориентируется на личность ребенка, и протекает согласно ее особенностям. Воспитатель старается предугадать, предупредить различные негативные проявления, создать благоприятные условия для обеспечения развития способностей каждого ребенка. Развитие отталкивается от личностных особенностей ребенка, что не должно противоречить нравственным нормам и угрожать здоровью и жизни ребёнка. Для данного общения приемлемо понимание друг друга, признание, сопереживание, сочувствие, это основано на децентрации взрослого, способности уделять внимание мыслям и эмоциям ребенка. Для тактики общения характерно сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, использование многообразных стилей общения. Ребенок рассматривается как полноценный субъект общения.
Мы считаем, что присутствие авторитарного стиля педагогического общения, учебно-дисциплинарной модели воспитания у части воспитателей негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы, поэтому большинство воспитанников болезненно воспринимают дорогу в детский сад, некоторые дети не хотят общаться именно с воспитателем в группе.
По результатам эмпирического исследования нами даны практические рекомендации для развития эмоциональной сферы дошкольника, проведен тренинг по коррекции стиля педагогического общения.
Выводы:
На наш взгляд, в содержание работы, направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка, должны быть включены полифункциональные упражнения, такие как сказкотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и другие.
Спасибо за внимание.