Мария Звездилина
Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников.
Сегодня я хочу Вам рассказать о методе проектов, который можно использовать с воспитанниками в течение всего учебного года.
Прежде всего я хочу Вам объяснить понятие «проектной деятельности» в дошкольном образовании.
Публикация «Метод проектов, Взаимодействия педагога и воспитанников» размещена в разделах
Итак, что же такое метод проектов в ДОУ? Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Основная цель и задача проектов – развитие самостоятельного мышления у воспитанников, способностей самостоятельно принимать решения, искать ответы на поставленные вопросы; планирование, угадывание и умение взаимодействовать с другими людьми.
А педагог в свою очередь ставит перед детьми задачу, подсказывает как её решить.
Самому ребенку довольно трудно понять слово «проект», я помогаю воспитанникам понять и раскрыть эту тематику. Поэтому мы совместно разрабатываем проект и ведем его вместе. А активные родители могут и самостоятельно вести проект в домашних условиях.
Я считаю, метод проектов новый для дошкольного образования, а поэтому он является прогрессивным и эффективным для совершенных воспитанников.
Проект имеет творческую игровую направленность, поскольку развитие и обучение в ДОУ происходит через игровую деятельность.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов :
1. исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеологическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают:
краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели,
средней продолжительности,
долгосрочные (например, «Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей,
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, ителлектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Исходя из всего этого, наши воспитатели совместно с воспитанниками и их родителями в течение всего 2016-2017 учебного года провели следующие проекты :
1. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»
2. Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Главный праздник – день Победы»
3. Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Осторожно, огонь»
4. Долгосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста «Мой дом, моя семья»
5. Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Мамочка милая моя» и многие другие.