Светлана Гареева
Мастер-класс с педагогами «Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с педагогами
«Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом».
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня проведу мастер-класс на тему «Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом».
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Мы все знаем, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Детская игра – это выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. В связи с этим трудно переоценить значение игрушек, посредством которых он познаёт целый мир.
- Какая игрушка, по вашему мнению, у ребенка – одна из первых и самая любимая? С которой любят играть и годовалые, и трехлетки, и дошколята, и подростки, и взрослые?
- Конечно, мяч!
Сегодня у ребенка остается все меньше и меньше времени для подвижных игр. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.
Я, как воспитатель дошкольного учреждения, приоритетным направлением которого является здоровьесбрежение детей, не могу не сказать о важности этого круглого чуда для здоровья малыша.
- Давайте вместе вспомним, какие физические качества можно развивать у детей в подвижной игре с мячом?
- Вы совершенно правы, это и ловкость, и сила, и выносливость, и меткость и другие.
- Ну и, конечно, в игре у ребёнка совершенствуются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки.
Особенно привлекательным является то, что игры с мячом позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, исходя из особенностей его физического развития, антропометрических данных, возможностей здоровья. Я осуществляю его через использование различных игровых образов, различающихся по степени двигательной активности: охотники и зайцы, рыбаки и рыбки, лиса и куры и др.
Для детей с нарушениями речи подбираю игры с речевым сопровождением:
Раз, два, три – мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Бросать кото умеет?
Я!
Для детей с нарушением моторики рук использую игры с мячами разной текстуры.
Такие мячи шьют из ситца, меха и других неэластичных тканей. Их можно декорировать шнуром, пуговицами, бусинами. Он может быть тяжелым и легким, может греметь спрятанными внутри горошинами. Такие мячи набиваются песком, шерстью, сухой травой, в современной время так же используется вата, синтепон.
Народный мяч: богатая и позабытая традиция.
Существуют множество мячей. У русского народа есть вязаные мячи, мячи, скрученные из ткани, ниток, существует мяч «попинуха» – для игр ногами.
У татарского народа мячи выполняются с национальным орнаментом, с вышивкой.
Самым распространенным мячом у башкирского народа был мяч, скатанный из овечьей шерсти.
С такими мячами дети с удовольствием играют.
Таким образом, игры с мячом позволяют реализовывать Федеральные государственные образовательные стандарты по освоению детьми образовательных областей: через развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта детей игры способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. Использование народных игр, атрибутов расширяют знания детей о мире, формируют патриотические чувства, воспитывают у детей толерантность к людям разной национальности. Игра требует от детей овладения навыками общения и взаимодействия с окружающими людьми. А изготовление мяча собственными руками, без сомнения, даст возможность удовлетворения творческих потребностей каждого ребёнка, научит ценностному отношению не только к своему труду, но и к труду других людей.
Я предлагаю вам сделать мяч своими руками, который можно изготовить вместе с детьми старшего дошкольного возраста. Делать мяч удобнее вдвоем. Предлагаю разбиться на пары. Для изготовления мяча нам понадобится два воздушных шарика, крупа, воронка и ножницы, все это находится перед вами.
Для начала, определяемся с наполнителем. Это может быть гречневая крупа, пшенка или рис, фасоль или горох. Рисовая крупа очень приятно скрипит в мяче (как будто лепим снежок) и мяч с рисом легко поддается метаморфозам и держит форму. Мячик с фасолью приятен на ощупь - весь бугристый и хрустит при нажатии. Мячики с пшенной крупой и гречкой на ощупь шуршат. Я предлагаю взять пшено и рис.
Сначала надуваем шары и держим минуты три в надутом состоянии. В целях экономии времени я это сделала предварительно сама. Если вы будите изготавливать мячи с детьми, взрослыми не забудьте положить им насос для надувания мяча.
В шарик вставляем воронку и насыпаем крупу. (При изготовлении мяча тоже осуществляю личностно-ориентированный подход, т. е. учитываю особенности и индивидуальные возможности каждого ребёнка: легко возбудимым детям лучше подобрать шарики пастельных тонов (розовый, белый, салатный, для заторможенных детей, наоборот, - яркие, возбуждающие).
Утрамбовываем крупу до нужного размера. (Дети с плохо развитой моторикой делают маленькие мячи).
Вытаскиваем воронку и отрезаем лишний кусок шарика. Берем второй шар, обрезаем кусок шарика. Аккуратно натягиваем на шарик другой обрезанный воздушный шарик, чтобы дырка с крупой закрылась.
Мячи получились яркие, необычные, привлекательные. Не только ребенку, но и взрослому захочется поиграть с таким мячом. Мячи, по желанию детей, могут быть большими, маленькими, разных цветов и фактуры (показ разных мячей).
- Какие игры можно организовать с такими мячами?
Мы с детьми любим играть в такие игры: «Кто выше подбросит мяч», «Поймай мячик» и др.
Показ игры «Кати или кидай». Игра способствует совершенствованию основных видов движений (бросание, ловля мяча) способствует развитию мелкой моторики, ловкости, меткости, эмоционального отклика на музыку.
Игру лучше проводить парами. Дети садятся на ковёр напротив друг друга на расстоянии 1,5 – 2 м. Мы с вами поиграем, сидя за столами.
- Возьмите мячики, которые вам больше нравятся.
Послушайте музыку. Какая она по характеру? (Спокойная, медленная, тихая)
- Под эту музыку вы будете катать шарики друг другу.
Послушайте другую музыку. Какая она по характеру? (Бодрая, весёлая, задорная)
- Под эту музыку нужно подбрасывать мяч вверх и ловить его.
Победит тот, кто внимательно слушал музыку, не пропустил и не уронил мяч.
"Свечки" русская народная игра
Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: "Свечка!" Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стоп!" Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удается, то этот игрок становится водящим.
Правила:
1. Водящий должен делать "свечку", бросая мяч как можно выше.
2. Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.
"В узелок"татарская народная игра
Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но можно так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5-2 м. Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Правила:
1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.
2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.
3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.
"Куян" башкирская народная игра
Дети становятся кругом, в центре круга - "куян (заяц)". Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел "зайца". "Заяц" пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.
Правила:
1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.
2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.
3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.
Спасибо за внимание, я буду рада, если вам со мной было интересно и в конце нашей встречи хочу вам вручить памятки по изготовлению различных мячей.