Ольга Дащенко
Консультация для педагогов «Значение речи педагога на качество реализации педагогического процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речи педагога на качество реализации педагогического процесса.
В требованиях к профессионализму педагога условно можно выделить 3 блока характеристик:
1. Блок – требования к педагогу как к личности: широта взглядов, интерес к нововведениям, готовность взять на себя ответственность, адаптивность, эмоциональная устойчивость.
2. Блок – требования к педагогу как к специалисту (академическое образование, глубокие, современные знания в области воспитания, обучения детей).
Публикация «Консультация для педагогов „Значение речи педагога на качество реализации педагогического процесса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
3. Блок – требования к педагогу, как профессионалу (владение методами, средствами воспитания и обучения, технологиями, методами исследования).
Педагог представляет собой триединство: личности, специалиста и профессионала, поэтому главными сторонами профессиональной компетентности являются личностная, профессиональная специализированная компетентность. В соответствии с данными профессиональной компетентности специфические характеристики речи педагога сводятся к двум основным моментам, в основе которых лежат психологические особенности детей, как участников педагогического процесса:
1.Способность педагога адаптировать любое содержимое излагаемого материала к уровню подготовки ребенка. При чем, эта адаптация касается как содержания материала, так и языковой формы его представления (просто о сложном).
2. Педагог – образец коммуникативной культуры, поэтому имеет право выносить оценку правильности речи воспитанника.
Таким образом, признаками профессиональности речи педагога должны выступать:
1.Умение доступно и ясно излагать материал любой сложности на литературном языке.
2. Право объективно оценивать достижения воспитанников, осуществляя функцию социального контроля над становлением личности ребенка.
3. Речь педагога в фонетическом (звуковом) отношении должна соответствовать двум стилям: полному и разговорному.
Полный стиль характерен для публичности речи. Слова произносятся ясно и отчетливо. Этот стиль соответствует литературным нормам и поэтому характеризуется особенностями:
а) несколько замедленный темп;
б) тщательность произношения;
в) отсутствие выпадения безударных гласных.
Разговорным стилем допустимо педагогу говорить в семье, среди друзей, когда отсутствует необходимость подчеркнутого произношения.
Речь педагога при использовании полного разговорного стиля должна иметь следующие фонетические характеристики:
а) отчетливую артикуляцию;
в) контролируемый темп речи;
в) модулируемую громкость голоса;
г) интонационное оформление высказывания.
Специфика речи педагога определяется тем, что участниками педагогического процесса являются не только дети, но и родители. В этой связи педагог пользуется рекомендациями то - есть директивными речевыми действиями, которые характеризуется особенностями:
а) степенью категоричности говорящего (мера психологического воздействия на собеседника, проявлять подчеркнутую вежливость и не категоричность);
б)в рекомендациях должны присутствовать нотки должествования (нужно, необходимо, Вы должны.)
б) статусным соотношением участников общения, предполагающим, что педагог должен быть на ступень выше (тактичен, обоснован и т. д. роль педагога в диалоге с родителем - ведущая).