Папки-передвижки

Семинар-практикум «Выразительность речи педагога, ее значение и способы развития»

Ирина Михайлова
Семинар-практикум «Выразительность речи педагога, ее значение и способы развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов

«Речевое искусство, его значение и способы развития»

1. Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем: «Добрый день! Рада Вас видеть!» со следующей интонацией:

-радостью

-удивлением

-как президент страны

-как иностранец, плохо говорящий по-русски.

2. Вступительное слово

Каждый специалист речевой профессии (воспитатель, учитель, актёр, диктор и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

Публикация «Семинар-практикум „Выразительность речи педагога, ее значение и способы развития“» размещена в разделах

Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях.

Овладеть техникой речи – значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, дикцией чувства, мысли, поведение и поступки.

Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом – дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний.

Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.

«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то

же время по возможности сжато выражать свои мысли и

чувства, умение владеть интонацией, выбором слов,

построением предложений, подбором фактов, примеров

действовать на слушателя и читателя»

(Н. С. Рождественский).

Выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка.

Это касается взрослых, а что же дети?

А наши дети часто стеснительны, скованны и не уверенны в себе. У многих детей наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов.

Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, которые развивают дыхание, освобождают мышцы речевого аппарата, формируют четкую дикцию и подвижность голоса.

3. Рассмотрим, какие же компоненты есть в нашей речи:

1. ДЫХАНИЕ

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном распределении воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом должно происходить незаметно в перерывах между словами и фразами, там, где это требуется по смыслу речи. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

1. «Свеча».

1)Представьте, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте «на свечу». Не погасло? Дуньте ещё раз, еще. Если положить ладонь на живот, то во время выдоха можно ощутить активные движения диафрагмы, при этом живот втягивается.

2) Медленно, ровно дуйте «на пламя», но не с целью погасить, а всего лишь отклонить пламя и держать его в отклонённом состоянии как можно дольше. Ладонью вы чувствуете, как медленно и ровно подтягивается низ живота. Это упражнение тренирует медленный, ровный выдох.

3) Перед вами 3,4….15 воображаемых свечей. Потушите каждую свечу в отдельности. Объём вдоха не увеличивайте. При выдохе вы почувствуете ладонью ритмичные, прерывистые, активные движения диафрагмы.

2. Встаньте прямо, поднимите плечи вверх, отведите их назад, наберите воздуха, плечи опустите, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, подбородок составляет прямой угол с шеей; на счёт раз-два сделайте вдох, на счёт три-четыре-пять-шесть – выдох. Упражнение можно соединить с движением рук. Руки в стороны – вдох, вперёд – выдох. Поднять над головой – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – выдох. Каждый раз увеличивайте время выдоха.

3. Рот широко откройте, сделайте вдох и выдох носом 10-12 раз.

4. Легко скрестите руки, ладонями коснитесь плечей, так же легко приседаем. При этом рот широко раскрыт. Слегка приседая, делаем вдох носом, выпрямляясь – выдох через рот. Повторяйте 8 раз. После упражнения произнесите трижды: рама, рама, рама.

5. Исходное положение то же. Приседаем и поворачиваем корпус вправо и влево. Рот широко открыт, приседая, делаем носом вдох, выпрямляясь, ртом делаем выдох. Во время выполнения упражнения тело свободно. Повторяйте 8 раз. После упражнения произнесите трижды: мрак, мрак, мрак.

6. Легко скрестите руки, ладонями касаемся плечей, ухом прижимаемся то к левому, то к правому плечу. Рот открыт. Приседая, делайте носом вдох, ртом – выдох. Повторяйте 8 раз. После упражнения произнесите трижды: солнце, солнце, солнце.

7. Завели мотор, поехали на мотоцикле : р! р! ррр! ррр! ррррррр… Кто дальше едет? Вы едите всё быстрее и быстрее, звук переходит в мягкое рь-рь-рь-рь…

После упражнений по дыханию, когда освоен принцип правильного вдоха и выдоха, тренировка со счетом на фиксированном выдохе, и каждый может свободно и плавно, без напряжения выдыхать на счёте 10-15: берутся для тренировки считалки или маленькие стихотворении.

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек.

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу.

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит».

2. ДИКЦИЯ

– четкое произношение звуков, слов, фраз. Для ясности произношения необходимо, чтобы всякий звук речи подавался говорящими в фонетически чистой форме.

1. Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки: И А О У Ы

2. Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но ещё так называют человека, который представляет гостей. Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. И их объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, чтобы никто не переспрашивал после, кто пришел. Например, имена гостей: ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН. Встаньте в круг и по очереди произносите одно имя. Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно. Не выделяйте одни гласные больше других, не делайте сильного ударения. Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

3. СИЛА ГОЛОСА

Голос обладает определенными свойствами: силой, высотой, окраской (тембром). Как и дыхание, голос необходимо развивать. Для развития голоса рекомендуется систематически проделывать специальные упражнения, которые не должны быть утомительными.

1. Сесть прямо, не сгибая спины. Плечи развернуты, голова слегка приподнята. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки: М-М-М-М; Л-Л-Л-Л; Н-Н-Н-Н.

2. Исходное положение то же. К согласным звукам М, Л, Н поочередно прибавляются гласные И, Э, А, О, У, Ы и произносятся плавно и протяжно: ММИ, ММЭ, ММА, ММО, ММУ, ММЫ; ЛЛИ, ЛЛЭ, ЛЛУ, ЛЛЫ; ННИ, ННЭ, ННА, ННО, ННУ, ННЫ. Эти упражнения проделываются с постепенным усилием голоса (от слабого голоса к сильному) или понижением (от сильного к слабому). С постепенным понижением (от низкого к высокому).

3. Для работы берутся четверостишия. Упражнение делается в такой последовательности:

- каждая строка четверостишия произносится на одном выдохе, доборы дыхания берутся после каждой строки;

- первая и вторая строки произносятся на одном выдохе, затем берется добор и на одном выдохе произносятся следующие две строки;

- все четыре строки произносятся на одном выдохе.

В строгой последовательности выполняется сначала первый вариант, а затем – последующие. Произносить нужно без напряжения, голос должен литься свободно. Не следует спешить, комкать слова, произносить следует в одном темпе.

Моей душе покоя нет.

Весь день я жду кого-то.

Без сна встречаю я рассвет

И все из-за кого-то.

4. ИНТОНАЦИЯ

С точки зрения исполнительской деятельности детей очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.

1. ИГРА «ФРАЗА ПО КРУГУ»

Фразы: «Ну вот и всё…», «Я люблю манную кашу», «Ура! Скоро новый год!»

Произнести:

• кровожадно,

• печально,

• радостно,

• злостно,

• удивлённо,

• устало.

Надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

5. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность.

«Сшила Саша Сашке шапку»

Произносить скороговорку, выделяя разные слова: «Сшила Саша Сашке шапку» и т. д.

Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

Так же для детей полезны:

6. ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ

Есть еще творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми на превращения и действия с воображаемыми предметами.

«РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ» или «МОЯ СКАЗКА» (Нужно не только рассказать сказку от имени своего героя, но и показать, изобразить походку, позу, мимику, жест сказочного героя).

«Похожий хвостик»

Цель: учить детей, подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово (например, даётся слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, петрушка). Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела).

Игра «Перевертыши»

Предложить детям самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок:

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

«Три толстяка» (Один худыш)

Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка.

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка.

7. Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

Ласка и шутка:

Маленький, да удаленький. Мал, да удал;

Ясен, как солнышко (как звездочка).

Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.

Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

Выросла, как тополька.

Кубарики - кубаришки, малые ребятишки.

Ты моя баловушка.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса — всему городу краса.

Растут детки, как грибки - дождевички.

Ау, подай голосок через темный лесок!

Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.

Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.

Сядем рядком да потолкуем ладком.

Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.

Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

Саночки - самокаточки: садись да катись.

Прытко бегают, да часто падают.

Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

Поучение или наставление:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

О чем не сказывают, о том не допытывайся.

Поспешишь — людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь — ногу зашибешь.

На скору ручку — комком да в кучку.

Умел потерять, умей и найти.

Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.

Умей сказать, умей и смолчать.

Умей шутить, умей и перестать.

Любо — бери, не любо — не вороши.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Порицание:

Много шуму — мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски.

Весь дом вверх дном.

У наших у ворот - всегда хоровод.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш Филат не бывает виноват.

У всякого Федорки свои отговорки.

Друг на дружку, а все на Петрушку.

Я про сапоги, а он про пироги.

На своей улочке и курочка храбра.

Наш пострел везде поспел.

Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну:

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Ешь больше, богатырем будешь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Остатки сладки.

Лакомый кусок на закрепу.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка — подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

8. ВЛАДЕНИЕ ЖЕСТАМИ

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело.

Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Сказка «Зайчик и ежик». Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте). Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце). На солнце набежала маленькая тучка (выбегает и заслоняет Солнце). Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья). К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика). Но вот снова выглянуло солнце (Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

___

Заключительная часть.

И, конечно же, нужно помнить, что голос хорошо звучит только тогда, когда вы здоровы, бодры и в хорошем настроении. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма. Очень неблагоприятны для голоса все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса.

Реабилитация голоса при простудных заболеваниях:

1. Во время болезни нужно пить как можно больше теплого питья.

2. Есть теплую манную кашу на молоке со сливочным маслом.

3. Делать компрессы на горло из медовой лепешки (мед с мукой).

4. Полоскать горло раствором соли, соды и йода.

5. Полоскать горло раствором ромашки и шалфея.

6. При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и эвкалиптовые ингаляции.

7. Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.

8. Самое главное – как можно меньше разговаривать! Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса»Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ – ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Цель: формировать представления педагогов о здоровье,.

Семинар-практикум «Технологии речевого развития» 1 Слайд Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна,.

Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.

Семинар-практикум для педагогов «Способы регуляции психоэмоционального напряжения» Естественные способы регуляции организма и саморегуляция. Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма: смех,.

Семинар-практикум для педагогов «Значение физкультурных досугов в формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ» Вопросы семинара –практикума: 1. Уточнить значение понятия ЗОЖ. 2. Определить программное содержание работы с детьми по формированию представлений.

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи Цель: развитие компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития речи ребенка в семье. Задачи: 1. Расширить представления.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Устное народное творчество как средство развития речи» Задачи -Освоение разговорной речи; -Расширение словарного запаса; -Воспитание звуковой культуры речи; -Формирование связной речи; - Расширить.

Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми» Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми» Подготовила педагог – психолог МБДОУ «ЦРР.

Семинар — практикум «Нетрадиционные способы рисования» Видео Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в.

Семинар-практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» Семинар – практикум «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» План семинара – практикума 1. Вступление. 2. Упражнение «Яблоко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Выразительность речи педагога, ее значение и способы развития»
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 16:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Выразительность речи педагога, ее значение и способы развития»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД