Мария Чуварова
Консультация для педагогов «Профессиональная деятельность педагога в условиях личностно-ориентированного подхода»
▼ Скачать
«Профессиональная деятельность педагога в условиях личностно-ориентированного подхода».
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Пушкин
В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач.
Публикация «Консультация для педагогов „Профессиональная деятельность педагога в условиях личностно-ориентированного подхода“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сместились и акценты в содержании педагогических задач (от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия – к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ребенка и воспитателя в процессе взаимодействия).
Особый интерес сегодня вызывает личностно-ориентированный подход к ребенку. Что же такое личностно - ориентированный подход, о котором так много говорят?
Личностно - оринтированный подход - это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание воспитанника главной фигурой всего образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
В. В. Сериков под личностно-ориентированным подходом понимает «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями, который специально ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида».
Принцип личностно - ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. Вообще, технология личностно-ориентированного подхода включает в себя понятие о том, что процесс образования должен быть максимально комфортным для ребенка, он обязан вызывать у него только лишь чувство защищенности и желания развивать свои способности дальше. Проще говоря, ребенку нужно предоставлять как можно больше самостоятельности. Имея возможность выбора, дошкольник намного лучше развивается, так как делает это не под влиянием внешних факторов, а только лишь благодаря собственному желанию и стремлению познавать новое.
Принципиально важным является положение ребенка в образовательном процессе. Воспитатель должен придерживаться простого убеждения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Цель такого подхода – всемерно содействовать гармоничному развитию самодостаточной личности, уверенной в своих силах, избавленной от комплексов, которые в значительной степени мешают прохождению нормального образовательного процесса.
Основной задачей воспитателя в дошкольной организации является формирование исследовательского типа мышления у ребенка, способности к самостоятельному, осознанному и результативному изучению окружающего его мира. Следует помнить, что основным методом воспитательской работы должна стать технология решения каких-то практических задач в легкой, игровой форме. Педагоги должны предлагать детям какое-то задание, которое можно решить путем проведения интересных и увлекательных экспериментов.
Какими же методами и приемами следует при этом руководствоваться? Давайте перечислим их подробнее:
• Беседы «эвристического типа», в ходе которых дети на практике могут убедиться в правильности рассказываемого воспитателем материала.
• Решение всех возникающих вопросов проблемного характера «на ходу», без затягивания. В противном случае у ребенка может пропасть интерес к изучению тематики.
• Постоянное наблюдение за окружающим миром.
• Моделирование процессов, которые постоянно происходят в живой природе.
• Постановка аналогичных опытов.
• Все результаты опытов и экспериментов необходимо фиксировать в виде красочных, подробных рисунков.
• Если есть возможность, нужно приносить на занятия качественный раздаточный материал, включать записи звуков живой природы.
• Воспитатель должен предлагать обучаемым подражать этим звукам, проводя тематические игры.
• Упор в описаниях нужно делать на развитие художественного слова, которое позволяет точно и красиво излагать свои мысли, не запинаться. Так развивается еще и правильная дикция, которая наверняка пригодится человеку и во все последующие периоды его жизни.
• Постановка реалистичных ситуаций, которые предполагают их разрешение творческими методами.
• Различные трудовые упражнения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности
темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности
таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,
установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные
ориентации, жизненные планы и другие;
- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и
все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
- максимально опирался на собственную активность личности;
- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе
целей, методов, форм самовоспитания;
- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
Личностно-ориентированный подход помогает воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей
нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
4. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т. п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
5. Практическая реализация личностно-ориентированного подхода требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и в свободное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться.
6. Способ достижения успешности в реализации личностно-ориентированного подхода – координация усилий причастных к воспитанию людей. Вот почему воспитатели не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми участниками этого процесса.
Накопленный опыт показывает, что для продуктивной деятельности педагог, воспитатель должен обладать рядом профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способностью к формированию и развитию личностных креативных качеств; знанием формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения воспитания, познания других людей и самопознания; творческого совершенствования человека; методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности; способностью к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
В основе личностно-ориентированного подхода лежит ценное отношение воспитателя к ребенку, к детству как уникальному периоду его жизни. Приоритетной характеристикой личностно-ориентированного образования является сама личность, обеспечение индивидуального подхода в его развитии, смещение акцентов со знаниевой парадигмы образования на личностно-ориентированную.
Таким образом, для использования личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании на современном этапе необходима гуманистическая направленность личности, восприимчивость к чувствам, поступкам ребенка, способность взглянуть на мир его глазами, почувствовать его переживания; стимулирование активности, инициативности их индивидуальных проявлений.