Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности»

Наталья Ашенкова
Консультация для воспитателей «Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Особая роль в эстетическом воспитании детей отводиться искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, декоративно - прикладное, в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления. Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывая чувства симпатии, радости или, наоборот, огорчения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности“» размещена в разделах

Восприятие искусства, представляющего собой образное отражение реальной действительности, требует наблюдательности, памяти, воображения. Это помогает устанавливать связи между увиденным ранее и настоящим. Важную роль играет также и жизненный опыт, который с возрастом обогащается. Ребенок начинает осознавать, осмысливать свои непосредственные ощущения, первые жизненные впечатления, постепенно у него развивается способность связывать их с изображением. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются тем, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь.

Воспитывать интерес и любовь к произведениям искусства надо начинать уже в младших группах детского сада, привлекая внимание ребенка к картинам, скульптурам, которые его окружают. Дети пятого года жизни умеют отвечать на вопросы по содержанию картины, рассказывать об изображенном действии, различать цвет и форму некоторых предметов. Шестилетние и семилетние способны более углубленно рассказать о том, что изображено заметить характерные детали, признаки, существенные для раскрытия образов, средства художественной выразительности. Одним из таких средств является цвет. Когда дети 6-7 лет рассматривают картину В. Васнецова "Аленушка", они понимают и чувствуют, что темные цвета одежды девочки и пейзажа создают грустное настроение, выражают одиночество и печаль. В картине И. Левитана "Весна. Большая вода" нежные, светлые краски создают бодрое, радостное настроение.

Свои чувства и переживания при восприятии произведений искусства дети дошкольного возраста выражают ярко, непосредственно. В зависимости от содержания картины, скульптуры, которую они рассматривают, дети весело смеются или, наоборот, становятся серьезными, сосредоточенными. Воспитатель расширяет и углубляет эмоциональные проявления детей, дает им должное направление.

Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, педагог постепенно подводит к умению элементарно оценивать воспринятое. Это выражается, прежде всего, в предпочтении одного произведения другому. Дети просят показать еще и еще раз то, что им понравилось, запомнилось. Так расширяется их кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения.

Произведения изобразительного искусства применяются при рассматривании, проводятся по ним беседы, используют на различных занятиях. В первую очередь это иллюстрации в книгах русских классиков, советских писателей, сборниках произведений народного творчества, книгах-картинках, скрывающие основную идею литературного произведения, создающие яркие, запоминающие образы героев. Художественные образы, созданные такими иллюстраторами детской книги, как В. Лебедев, Ю. Васнецов, А. Пахомов, Е. Чарушин, Е. Рачев и др., очень конкретны и эмоциональны. Рисунки этих художников отличаются красочностью, четкостью рисунка и композиции, полны жизненных наблюдений.

Другие виды изобразительного искусства - живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство - также имеют большое значение в эстетическом развитии ребенка. При рассматривании картин дети учатся подмечать признаки предметов, требующие более глубокого восприятия, строят элементарные суждения о связях и взаимоотношениях предметов, явлений, пробуют анализировать и синтезировать полученные впечатления, обращают внимание на краски, определяют настроение, которое создает художник, пользуясь выразительными средствами искусства. Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами - цветом, формой. В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям представляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. В старших группах, после того, как систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции, которые дети видели в течении года, выставляются и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин. Устройство такой выставки имеет большое эстетическое значение и надолго оставляет след в памяти детей.

При ознакомлении детей с декоративно - прикладным искусством, дети должны понять нужность и целесообразность этих вещей в быту, красоту, которая сочетается с назначением и употреблением вещи. Узоры, орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании, дети учатся делать узоры более ритмичные и многокрасочные.

Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения. Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства.

Дошкольники, знакомясь с произведениями искусства, пытаются отразить его в изобразительной деятельности. Педагогическая работа по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста включает занятия по рисованию, лепке, аппликации.

На современном этапе развития художественных способностей у детей, рассматривается формирование творческой личности. Проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения.

Учить ребенка видеть мир - одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. А также необходимо развивать воображение, Образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно придумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Процесс создания образа у детей протекает гораздо быстрее и легче, чем у взрослого художника, однако ребенку необходимо приложить усилия, чтобы возможно лучше решить поставленную перед ним задачу. Если дети выполняют рисунки и лепку только так, как уже умеют и как им это легко делать, то овладение воображаемым образом пойдет медленно или совсем остановится. Задача воспитателя предлагать детям такое содержание для рисунка, лепки или аппликации, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы предложенное содержание было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше.

Изобразительная деятельность приобретает творческий характер, когда ребенок руководствуется замыслом, направляет свои усилия на создание образа таким, каким он себе его представляет. Замысел включает не только то, что будет изображено, но и предполагаемые способы изображения. Это могут быть сочетания цветов, строение предметов из частей той или иной формы, расположение этих частей, их изменений при движении и многое другое. По мере того как ребенок овладевает способностью использовать средства выразительности, деятельность его приобретает все более самостоятельный характер. Большую роль для развития творческих способностей играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливает работу воображения.

Формирование творческой личности заключается в том, чтобы педагогически организовать и руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа, начиная с эстетического восприятия самого предмета.

Формировать у детей представления о свойствах и общем облике предмета, способности воображать и воплощать свой замысел в рисунке, лепке, аппликации путем овладения выразительными свойствами красок, линий, форм и т. д.

Публикации по теме:

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством. Подготовила воспитатель высшей категории Махалова А. П. Формирование.

Формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством художественно-эстетического развития «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их.

Формирование творческой личности ребёнка в игре Игра имеет важное значение в жизни ребёнка и является основным видом деятельности дошкольников, игра доставляет детям радость. Но она приобретает.

Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих родителей дать детям.

Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста .

Конспект родительского собрания в I младшей группе «Развитие творческой личности ребенка раннего возраста» Конспект родительского собрания в I младшей группе. Тема: «Развитие творческой личности ребенка раннего возраста». Цель собрания: развитие.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей.

Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной.

Значение игры в формировании личности ребенка Дошкольный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.

Влияние наказания на формирование личности ребенка В большинстве случаев наказание – не эффективный метод воспитания. Сюда входят все негативные реакции – физическое наказание, устный выговор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности»
Опубликовано: 4 сентября 2015 в 12:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ашенкова (УИ 223759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД