Анна Махалова
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством. Подготовила воспитатель высшей категории Махалова А. П.
Формирование личности ребенка
в процессе ознакомления с искусством.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. … Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплотилась Родина».
Публикация «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством» размещена в разделах
В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской и мордовской литературой, живописью, музыкой, изучение народных обычаев русского и мордовского народов, традиций, промыслов.
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно достигал тайны красоты и изящества форм, цветочных созвучий, пространства,- это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребенка и живет как радостное переживание, удивление, любовь к своему краю, Отчизне.
Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «останавливая мгновение», и помогает ребенку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека честностями, случайными деталями.
Реализация любой познавательной задачи возможна через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, театрализованные игры, рисование.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.
Наблюдения за растениями, животными, птицами, насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью- жизнью улицы, села. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах, аппликации. Богатые возможности в этом отношении представляет художественно-эстетическое развитие, так как по существу своему оно носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления, воплотив их с помощь разнообразных материалов в реальные формы.
Учить ребенка видеть мир. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение осознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Ребёнок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать свои выводы. … Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие значения в работе над рисунком. Это отражается в рисунке и лепке.
Но образы воображения у младшего дошкольника не устойчивы, фрагментальны, что сказывается в его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности,концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Дошкольникам доступно овладение изобразительными навыками, умениями. В 2-3года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен их употреблять сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.
В детском саду художественно – эстетическое развитие включает такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка. Они являются важным средством всестороннего развития детей, способствуют, умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин : «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет. И у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникает в суть предмета.»
Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность, любимые предметы раскрашивает в яркие цвета.
Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задания, доводить начатую работу до конца. Она помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте, воспитывает у дошкольника чувство товарищества, взаимопомощи. Дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. Например, знакомясь с селом, ребята рисуют свою улицу, на которой живут они сами, по дороге едут машины. Все это значительно расширяет представление ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Специфика художественно—эстетического развития дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционального отношения к действительности, влияет на поведение.
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. У детей развиваются их творческие способности, развивается рука ребенка, особенно мускулатура кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письма в школе.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством в формировании личности ребенка.
Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказывать об узорах и цветах народных росписей и костюмов родной культуры.
И вот дети приходят в школу. И что происходит там? Учителя проверяют, знает ли ребенок буквы, умеет ли считать. … Ни один из них не спросит, умеет ли малыш рисовать.
А между тем…
Леонардо да Винчи был не только великим математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гете писал стихи, но он же создавал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы.
Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому, что хотят что-то сказать нам? Может быть, потому, что стремятся что-то в себе преодолеть или порадовать себя и окружающих?
Для маленького человечка все происходящее впервые - радость!
А мы порой так небрежно и легкомысленно судим о его рисунках: «Боже мой, на что это похоже? Каляки-маляки!» или «Что ты нарисовал?» Одни дети находят что сказать, другие молчат, третьи - многозначительно смотрят…
Радость – великий дар природы.
Давайте учиться вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.
Список использованной литературы:
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика» М; Просвещение, 1977 год
Дошкольное воспитание №2 2004 год
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте М; Просвещение, 1967 год
Флерина Е. Н. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста М; Издательство АПН РСФСР, 1961 год
Умственное воспитание дошкольников. Под редакцией Н. Н. Поддьякова М; Просвещение,1977 год
Сенсорное воспитание дошкольников. Под редакцией Н. Н. Поддьякова М; Просвещение, 1969 год
Ковальская Е. Г. Декоративное рисование в детском саду (альбом). М; Просвещение,1964 год.