Антонина Мокроусова
Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»
«Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста»
Инновационный опыт работы Мокроусовой А. В.
старшего воспитателя
МДОУ «Детский сад № 120»
Саранск, 2013 г.
«Под именем нравственности мы разумеем
не только внешние приличия, но и всю
внутреннюю основу побуждений человека»
Я. А. Коменский
Публикация «Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми и нуждается в ориентирах правильного поведения в обществе, которые постоянно развиваются - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личному взаимоотношению.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель : воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Актуальность и перспективность опыта
Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Высокий уровень этических проявлений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этических представлений с самого раннего возраста.
Именно усвоение этических правил являются приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Соблюдение этических правил служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом и основой для развития полноценной личности.
Почему же возникла необходимость разработки проекта, направленного на этическое воспитание детей. Да, потому, что в настоящее время в нашем обществе очень заметна низкая культура поведения: люди невнимательны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.
Проблема этического воспитания связана с дефицитом воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры, неустойчивыми нравственными ориентирами.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.
Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.
От правильного воспитания зависит благополучие нашего общества в сфере окультуривания.
Поэтому и назрела необходимость в реализации выше указанного инновационного проекта.
Перед педагогическим коллективом дошкольного учреждения была поставлена цель: сформировать целостную систему личностно-социального воспитания и образования дошкольников, позволяющую достигнуть повышения качества этического развития дошкольников.
Задачи:
1. Сформировать предметно-развивающую среду для обогащения разнообразной деятельности детей.
2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования этических представлений, знаний и умений у детей в совместной (взросло-детской) деятельности.
3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели этического воспитания и образования, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.
4. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить агрессивность, научить владеть навыками саморегуляции своего поведения.
5. Конретизировать содержание этических знаний для детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.
6. Совершенствовать коммуникативно-речевые умения, нравственно-этическую чистоту речи.
7. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в детском саду и семье.
8. Подготовить детей к адаптации в любой социальной среде.
9. Создать модель взаимодействия детей детского сада и семьи по этическому воспитанию детей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта с целью формирования этических представлений у детей дошкольного возраста, в создании условий для воспитания у ребенка культуры поведения и общения, гуманного отношения по отношению к окружающему.
Концептуальной основой работы по этическому воспитанию в дошкольный период, определяется рядом причин:
1. Этические нормы поведения и общения еще не утратили своего значения.
2. Возрастные особенности детей способствуют познанию окружающего мира, человеческих отношений через разнообразные виды деятельности.
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизации, дифференциации, доступности, интегративности, принцип развивающего характера, принцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру.
Новизна опыта состоит в том, что он позволяет через проектную деятельность дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию этических чувств.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектная деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в познании этических представлений.
Работа в инновационном режиме охватывала все стороны деятельности учреждения, и нововведения касались каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.
Работа по реализации проекта проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как семейные гостиные, совместные выставки, совместное творчество детей и родителей.
Работа педагогического коллектива в инновационном режиме способствовала:
- воспитанию начальных форм этической культуры детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять гуманные чувства, выработку первоначальных практических навыков;
- повышению уровня этического образования ребенка дошкольного возраста (совершенствование коммуникативно-речевых умений, нравственно-этической чистоты речи, исчезновение в поведении агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, появление положительных черт характера, готовность к адаптации в любой социальной среде).
- развитию нравственно-этического сознания и культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
- совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки педагогов;
- повышению социального статуса образовательного учреждения
по этическому развитию и воспитанию детей;
Инновационный проект обладает широким развивающим и воспитательным эффектом. А это значит, что помогает воспитать ребенка
мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, служащим добру и людям.
Литература
1. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, А. П. Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988
2. Рылеева Е. В. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире
людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет». М. «Гном- Пресс».1999.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р. С. Буре, М. В. Воробьева М: Просвещение, 2004
5. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М : ВЛАДОС, 2003.
6. Шипицина Л. М., О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С. -Пб. «Детство-Пресс». 1998.
7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре, М, «Просвещение», 1983.
8. Кондратьева А. С. Творческая игра. От рождения до десяти лет. М, «Педагогика-Пресс», 2005.