Людмила Слепых
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих родителей дать детям как можно больше знаний, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Публикация «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители невольно заменяют игры со сверстниками, лишают себя участия в развитии личности ребёнка. Как без этого возможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности? О развитии творческой личности говорить вообще не приходится!
Понимая эту проблему, современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы к образованию. Многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно в нем жить? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и творить?
Оказывается просто: вся жизнь детей насыщена игрой. И каждый играет свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – помогает осуществить театр.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей"
(Б. М. Теплов) (см. слайд 2)
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театр помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. (см. слайд 3 «Разностороннее развитие детей в театрализованной деятельности»)
Театрализованная деятельность имеет огромное значение в педагогическом процессе. (см. слайд 4 «Значение театрализованной деятельности»).
Театру можно и нужно уделять особое внимание, потому, что он помогает: сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям; познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить к ним устойчивый интерес; дает элементарные представления о видах театра; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению; способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Тематика театральной игры не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В результате ребенок познает мир умом и сердцем.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.
Исходя из вышеизложенного, были определены:
1 Содержание театрализованной деятельности (см. слайд 5).
2 Формы организации театрализованной деятельности. (см. слайд 6)
3 Основные направления работы с детьми: (см. слайд 7)
Театрализованная деятельность может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Может быть органично включена в работу различных студий и кружков; в нашей группе работает кружок «Дюймовочка»; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) включаются в содержание праздников, развлечений и досугов.
Работе по данной теме уделяется мною особое внимание на протяжении нескольких лет, но в этом году окунуться с головой в мир театра способствовало проведение на базе нашего детсада «Конкурса мини-музеев». Нами было принято решение расширить, разнообразить работу по театральной деятельности, создав мини-музей «Театр сказок». (см. слайд 8)
Цель мини-музея: организовать театрализованную деятельность через разнообразные виды театра, направленные на формирование в детях творческого начала и всесторонне-развитой личности.
Работа по развитию творческой активности ведется по программе Н. Сорокиной «Театр-творчество-дети» (см. слайд 9) и включает в себя следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.).
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников)
5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Работе по театрализованной деятельности уделялось особое внимание с 1 младшей группы. Благодаря спектаклям, исценировкам потешек и сказок, играм-драматизациям с пальчиками, режиссерским играм, сюжетно-ролевым и др., уже во 2 младшей группе в нашем «Театре сказок» дети могут играть, творить, самостоятельно, определять любимый вид театра, наметив любимый знакомый сюжет и разыграв его. Но, безусловно, большое значение уделяю совместной работе, используя разнообразные виды театров (см. слайд 10) Более подробно о них вы сможете узнать из моей статьи «Театры бывают разные»
Заключение
Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Театр в дошкольном детстве должен занимать особое место в воспитательно-образовательном процессе. Ведь при умелой организации театрализованной деятельности, создании мини-музея по данной тематике, оснащении его разнообразными видами театра, владея методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывая взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ, индивидуальные социально – психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности, возрастные и поло-ролевые особенности формируется всесторонне-развитая творческая личность ребенка.