Ольга Бычкова
Формирование творческой личности ребёнка в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка и является основным видом деятельности дошкольников, игра доставляет детям радость. Но она приобретает особое значение во всестороннем их развитии и восприятии при условии, что ею целенаправленно и умело руководят взрослые.
В нашей группе особое место отводится строительным играм и их связи с сюжетно – отобразительной игрой. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо научить этому.
Главная цель строительных игр – заинтересовать детей строительным материалом, направить их активность на созидательную деятельность.
Публикация «Формирование творческой личности ребёнка в игре» размещена в разделах
Для игр мы используем крупный и настольный строитель. Преимущество крупного строительного материала в том, что он стимулирует двигательную активность, т. к. с мелким ребёнок чаще играет сидя на одном месте, сосредотачивая всю энергию на деятельность рук и глаз.
В начале года дети делали простейшие постройки (дом, забор, стул, стол, обыгрывая их мелкими игрушками в течение 1-2 мин. Дом состоял из кубика и призмы, и мы не заостряли внимание ребёнка на том, что у дома нет окон и дверей. В последствии, обучая детей строительным играм, мы стали обращать внимание на прочность постройки, на её качество. Например: дети научились строить дома разного вида, одноэтажные с крылечком и двухэтажные, возводят фундамент, стены, крышу, делая окна и двери, чтобы в доме было светло и тепло. Постепенно дети, играя, начали вносить в постройки свои дополнения, т. е. из цилиндра делают трубу, для украшения используют детали другого строителя, т. е. проявляют своё творчество.
Подвести к самостоятельному и творческому применению обогащённого реального и игрового опыта помогают проблемные ситуации. Создавая их, мы нацеливаем детей на творческий поиск. Например: кукла хочет есть. Кукла плачет. Что делать? Это подталкивает детей к решению проблемной ситуации, заставляя его фантазировать. Например, чтобы накормить куклу, нужно сварить, чтобы сварить, надо построить печь и т. д. Мы стараемся развить тему, подсказать действие. Например: через речку построено два моста – со ступеньками и со скатом. Матрёшка хочет пройти. По какому мосту ей идти лучше? Почему? Т. е. ребёнок учится мыслить, фантазировать.
В процессе общения мы добиваемся усложнения способов решения поставленных задач. Чтобы решить проблему с кормлением куклы, научили детей строить печку, используя кирпичики и колечки: красное – горячая плита, синяя – холодная. Научили строить кран для умывания, используя кирпичик из мелкого строителя. Этот опыт начали перенимать другие дети. Так мы постепенно подошли к тому, что в игре можно использовать предметы – заместители. Все эти действия стараемся производить эмоционально, интонацией, мимикой показывая радость, огорчение, сожаление. Работа эта необходима, если мы хотим добиться расцвета сюжетно – отобразительной игры.
Помимо реальной игрушки – куклы и созданной постройки дети для продолжения игры стали использовать предметы – заместители. Например: вместо хлеба используют кирпичик, варят «пельмени», используя овощи из дерева – репка, ходят в «магазин» за мороженым – цилиндр.
В группе предметы – заместители расположены в доступном для детей месте, чтобы они могли пользоваться ими во время игры. (бруски, шишки, палочки). Дети самостоятельно выбирают для игры предметы – заместители, сравнивая их с замещаемыми предметами (шишки – картошка, цилиндры - бананы).
В игре дети используют не только средства замещения, но и переходят иногда к игровым действиям с воображаемыми предметами. Например, дают кукле воображаемое яблоко, держа его в ладони, или конфетку, которую держат тремя пальчиками, как в реальной жизни, т. е. ребёнок фантазирует, проявляет выдумку.
Порой дети не производят знакомые действия, но обозначают их словом (дочка поела, поспала).
Ребёнок, обладая фантазией, мысленно превращает любую находку в желаемый образ: бумага – деньги, палочки – макароны. Играя, ребёнок непременно творит, фантазирует.
Мальчики, фантазируя, начали сооружать из крупного строителя различные постройки : машина, мотоцикл, затем развивают сюжет (поехал на работу). Для животных дети из настольного строителя начали строить конюшню, коровник, используя опыт в строительстве домов.
В дошкольном возрасте игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребёнка.
Таким образом, строительные игры способствуют формированию самостоятельности, активности детей. Кроме того, они развивают воображение, что проявляется в создании конструкции, в изменении постройки, предложенной воспитателем, в действиях с различными игрушками, в развитии игрового сюжета, в ролевом поведении.