Ирина Полянская
Значение игры для ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. Существует множество различных классификаций игры. Детский психолог Стем разделил все игры на индивидуальные и коллективные. Крайг считает, что все игры делятся на следующие:
Сенсорные игры;
Игры-возни;
Языковые игры;
Ролевые игры;
Публикация «Значение игры для ребенка раннего возраста» размещена в разделах
Для детей раннего возраста, также как и для младенцев, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
Бег, прыжки, лазание, кружение – моторные игры – тоже характерны для детей от года до трех лет. Уже в младенческом возрасте они освоили этот вид игр. Примерно до трех лет дети играют в такие игры в одиночку, без сверстников, хотя за частую начинают подражать другому ребенку, начинают прыгать и скакать так же, как он.
Игра–возня – один из примеров которой «куча-мала» – учит детей взаимодействовать друг с другом. Подобные игры дают ребенку возможность выплеснуть отрицательные эмоции, учат регулировать как свои чувства, так и силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания. Родители часто сами прибегают к таким играм, тиская и щекоча малыша. Желательно, чтобы ребенок принимал активное участие в подобной возне, а сидел пассивно на руках у взрослого.
Как правило, все дети любят играть в языковые игры, и дети раннего возраста не являются исключением. Они экспериментируют с ритмическим строем речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Главное в этих играх - не передача информации, а экспериментирование со звуками, со словами.
Ролевые игры. В этих играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей. Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В раннем возрасте способность включаться в ролевую игру возникает в 2,6 – 3 года. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навык сотрудничества.
Игра с правилами и игра-состязание. Чтобы дети могли играть в такие игры, им необходимо обладать определенными когнитивными навыками: они должны понимать инструкцию, помнить правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры. Однако, с другой стороны, эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определенным правилам игры, и в их играх появляется элемент соревновательности.
Выделяют 5 уровней социального взаимодействия маленьких детей:
Игра в одиночку – на этом уровне взаимодействие полностью отсутствует, этот уровень характерен для младенцев, и для детей раннего возраста;
Игра-наблюдение – ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс заканчивается, дети не вступают во взаимодействие;
Параллельная игра – ребенок играет в непосредственной близости с другим ребенком, берет такие же игрушки, подражая ему, но взаимодействия еще не возникает. Это игра «рядом», но не вместе, она характерна для детей от 1,6 до 2 лет.
Ассоциативная игра – дети уже в какой-то степени взаимодействуют, делятся игрушками, но у каждого из них свой сюжет, своя цель, они еще не координируют свои действия. Такой тип игры может сформироваться к 3 годам;
Совместная игра – дети во время такой игры заняты общим делом : играют в прятки, строят одно сооружение из кубиков, вместе играют в семью. Такой тип игры может сформироваться к 3 годам.
Таким образом, дети раннего возраста чаще всего играют в одиночку, в игры-наблюдения, в параллельные игры. Дети от 1,6 до 2 лет редко вступают в коллективные игры, им более свойственна игра «рядом». Играя, малыши помогают друг другу овладеть определенными физическими, когнитивными и социальными навыками.
Примеры игр.
1. Игра «Втыкалочки».
Оборудование: Палочки с наклеенной на них бумажной одеждой (человечки, пластилин.
Ход игры : Скатать из пластилина «головки», попросить ребенка надеть их на палочки – получается человечек.
2. Игра «Теремок»
Оборудование: пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками.
Ход игры : Прочитать ребенку стихотворение :
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок…
Предложите ребенку пирамидку и попросите его нанизать колечки на стержень. Покажите, как придерживать стержень, чтобы на него удобно было надевать колечки.
3. Игра «Капелька»
Оборудование: вырезанные из тонкой бумаги «капельки дождя», проволочка для нанизывания.
Ход игры : Прочитать ребенку стихотворение :
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал
И устал, и перестал.
Попросите ребенка нанизать «капельки на проволоку.
4. Игры с мозаикой.
Оборудование: мозаика, наборное полотно, образец для выкладывания.
Ход игры : Выложите на наборном полотне мордочку какого-нибудь животного без носа или рта.
5. Игра «Многоэтажный дом».
Оборудование: Нарисованный на картонном листе многоэтажный дом с множеством окошек, вырезанные из бумаги изображения животных. Количество окошек и «жильцов» должно совпадать.
Ход игры : Положите перед ребенком нарисованный дом и предложите ему расположить каждого жильца в окошке.
6. Игра «Сделаем погремушку».
Цель: учить ребенка брать мелкие предметы щепотью, формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, пластмассовая бутылка, поднос.
Ход игры : взрослый предлагает ребенку сделать погремушку. Перед ребенком ставят бутылку, справа от него на подносе лежат мелкие предметы (фишки, пуговицы). Такие же предметы на столе
взрослого. Взрослый показывает, как правильно захватывать пальцами фишки и опускать их в бутылку. Внимание ребенка обращается на то, что второй рукой необходимо удерживать бутылку.
После того, как ребенок опустит все фишки в бутылку, взрослый закрывает крышкой бутылку и показывает, как можно "греметь", малыш повторяет действия взрослого, играет с "погремушкой".
7. Игра «Посадим елочки»
Цель: формировать соотносящие действия.
Оборудование: коробка с отверстиями, елочки.
Ход игры : взрослый показывает ребенку коробку с отверстиями для елочек, говорит: "Давай их посадим" - вставляет елочки в отверстия. Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия. Когда все елочки будут "посажены", взрослый подытоживает: "Какой красивый лес мы с тобой посадили!"
8. Игра «Что в коробочке?»
Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы).
Ход игры:
1 вариант.
Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком.
Аналогично проходит игра со второй коробкой.
2 вариант.
Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".
3 вариант.
Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
9. Игра «Дом животных»
Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб.
Оборудование: настольная игра "Дом животных" (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных).
Ход игры : взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить" каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При затруднениях используется метод проб.
10. Игра «Собери пирамидку-качели»
Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.
Оборудование: игрушка пирамидка-качели.
Ход игры : взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.
11. Игра «Прокати шарик»
Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.
Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
Ход игры : взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого.
[/b]