Пеньковская Алена Сергеевна
Консультация на тему «Значение игр с песком и водой для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Значение игр с водой и песком для развития детей раннего возраста».
Работая с детьми раннего возраста, мною было замечено, что в практике недостаточно методического материала, который практически может использовать воспитатель во время адаптации детей к детскому саду.
Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и искать приемы оптимизации при адаптации детей к детскому саду.
Публикация «Консультация на тему „Значение игр с песком и водой для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Изучая литературу, я поняла, какое положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с водой и песком на детей в период привыкания к общественному воспитанию.
Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект природы, но еще и потрогать его, то есть обследовать.
Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток ладони на песке – он утвердил факт своего существования. Изготовление фигур из песка – рождение нового мира, свершающегося благодаря помощи со стороны.
Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».
Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Хорошими отвлекающими приемами могут служить игры с водой и песком. Эти приемы можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
- сложности, связанные с изменением привычного образа жизни (поступление в детский сад) ;
- сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- повышенная тревожность, страхи;
- различные формы нарушений поведения.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить стремлением к познанию их свойств.
Основная цель проведения игр с песком и водой – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком и водой. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам для самостоятельных игр. Имеется посуда стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка, резиновые, деревянные, пластмассовые, железные шарики, шприцы, клизмочки, рыбки, кораблики, заводные игрушки.
Я подобрала игры и упражнения с водой и песком для работы с детьми раннего возраста, так как развитие восприятия в раннем возрасте является основой всего дальнейшего развития ребенка. Эти игры способствуют созданию бодрого, жизнерадостного настроя у детей. Вот некоторые из них.
«Водяные струйки»
В пробке пластиковой бутылки проделайте дырочку, заполните бутылку водой и, брызгая из нее водой на песок, делайте с помощью струи разные узоры: круг, квадрат, домик и т. д. Сначала рисует взрослый, а дети отгадывают, потом наоборот.
«Погружение в воду»
Приготовьте емкость с водой и пустую бутылку без крышки. Предложите малышу погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, вертикально, под наклоном. При этом обратите внимание ребенка на то, как наполняется бутылка - полностью или частично.
«Отыщи шарик»
Взрослый закапывает в песок какой-либо маленький предмет, например, шарик и просит ребенка найти его. Сначала следует закапывать предмет на глазах малыша, а потом так, чтобы он не видел.
Если ребенок заинтересован, и справляется с задачей, можно закопать два любых предмета, потом попросить откопать только один. При этом взрослый должен обязательно похвалить малыша за правильное выполнение инструкции.
«Дорожки из песка»
Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения требуется многократное повторение. Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, медвежонка и т. д., который заблудился и не может найти дорогу домой.
«Пересыпание сухого песка через воронку»
Воронку поставить в ведерко и показать детям как песок будет высыпаться из воронки в ведро. Обратить внимание на то, что хорошо сыплется сухой песок. Дать детям возможность самостоятельно пересыпать песок через воронку в ведерко. Из ведерка песок можно пересыпать в формочки.
Затем взрослый вместе с детьми поливает часть песка водой, перемешивает лопаткой и показывает, что мокрый песок не сыплется, но из него можно лепить. Показывает, как наполнить формочку, прижать песок совочком или пальцами, опрокинуть формочку, украсить приготовленный «пирог».
«Площадка для собачки»
Научить детей делать тематические постройки на песке. Можно сделать ямку, канавку, горку и «вывести на прогулку собачку». Собачка во время прогулки будет преодолевать все препятствия: прыгать в ямку, вылезать обратно, перепрыгивать через канавку, забираться на горку. Через канавку можно положить мостик, на горку сделать ступеньки.
«Вылови»
Приготовьте емкости разного размера (тазики, ведерки, банки с широким горлышком и т. д.) ; орудия для извлечение предметов (ложки, черпачки, сачки, ковшики, удочку с магнитом и т. д., а также большие и маленькие тонущие и плавающие предметы.
Опустите предметы в емкости с водой и предложите ребенку выловить их с помощью различных средств.
Литература:
1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
2. Рыжова Н. А. Волшебница - вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 1997 .
3. Тихеева Е. И. «Ребенок - дошкольник и воспитывающая его среда»
4. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. – М. :Просвещение, 1980.
5. Интернет ресурсы
https://www.maam.ru/detskijsad/-znachenie-igr-s-vodoi-i-peskom-dlja-razvitija-detei-ranego-vozrasta.html