Романовская Алла
Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
В раннем дошкольном возрасте (1-3 года) ведущей становится предметно -манипулятивная деятельность. Эта деятельность является предпосылкой игры и направлена на познание предмета, развитие речи и наглядно-действенного мышления.
Публикация «Консультация для родителей „Значение игры в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
В 3 года зарождается сюжетно-ролевая игра и становится ведущим типом деятельности вплоть до младшего школьного возраста. Она подразумевает сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для не формы ролевого поведения, и направлена на познание отношений, социализацию, на развитие личностной потребностно-мотивационной сферы. По праву считается, что в первую очередь, на развитие и воспитания дошкольников оказывают влияние именно сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре наиболее полно развиваются навыки
общения со сверстниками.
Кроме сюжетно-ролевых игр большое значение имеют подвижные игры. Такие игры
способствуют укреплению здоровья детей, в них отрабатываются навыки движения,
укрепляются мышцы, улучшаются кровоснабжение.
Особого внимания заслуживают дидактические игры. В них наиболее полно раскрываются
познавательные потребности малышей. Они расширяют представление малыша об окружающем
мире, обучают ребнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину,
форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Примерами игр
являются такие настольно-печатные игры как лото, домино, шашки и т. д.
Для развития детей также важны игры-драматизации – это разновидность
театрализованной сюжетно – ролевой, режиссрской игры. Эта игра сохраняет типичные
признаки сюжетно – ролевой игры : содержание, творческий замысел,
роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В
театрализованной игре дети знакомятся с чувствами,
настроениями героев, осваивают способы эмоционального
выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки, которые
способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств
личности – воображения, самостоятельности, инициативности,
эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются
персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над
неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Таким образом, игра в жизни ребенка важное времяпрепровождение, а деятельность, в которой
развиваются память, внимание, мышление, в доступной форме формируются все необходимые
знания, умения и навыки, а также происходит усвоение общечеловеческих ценностей. Игра
влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные
процессы, и речь и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах
деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в
дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного
влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
В современном мире появился новый вид игры, игры с гаджетами, виртуальная, альтернативная
реальность.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Гаджет – в переводе с английского языка -
приспособление, устройство, техническая новинка,
выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это
смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и
другие электронные устройства. Они слышат, видят,
поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей.
Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли
место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы
помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее.
Однако, при чрезмерном увлечении электроника, которая
призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья.
Что касается детского возраста, то врачи не рекомендуют находится детям 4-5 лет у экрана
смартфона, планшета, ноутбука более 15 минут, 6 -7лет -20 минут - 25 минут. Основными
вредными факторами для психического и соматического здоровья детей, при использовании
гаджетов психологи, педагоги и медики считают:
1. Нагрузку на зрение.
2. Пониженный тонус мышц.
3. Ущерб для эмоционального развития.
Нагрузка на зрение.
Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого
синдрома сухого глаза. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети
борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может
привести к конъюнктивиту.
Близорукости стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя
расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом
зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
Пониженный тонус мышц.
Когда ребенок играет в гаждеты, то сидит в одной позе. Это приводит к нарушению
кровообращения в мышцах. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает
нас возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп и нарушению осанки. Для
детей это особенно опасно, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии
развития. Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку
напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные
сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные
боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки
на свежем воздухе.
Ущерб для эмоционального развития.
Научно доказано, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда
ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру
мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства,
дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Подобная зависимость
появляется только в том случае, если у ребенка нет альтернативных интересов. Гаджеты и
информационные технологии и знакомство с ними в современном мире неизбежно и совершенно
нельзя сказать, что они вредны для ребенка тем более для взрослого. Ведь гаджеты можно
рассматривать не только как средство развлечения, но и как реальную помощь. На данный
момент существует множество приложений с дидактическими и развивающими играми, которые
могут заменить печатные развивающие пособия, существуют специальные приложения,
которые даже помогают заниматься спортом. В целом, электронные устройства уже прочно
вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их. Но надо четко контролировать
время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать
выгоду из детских обучающих программ. И четко осознавать, что не один гаджет не может
заменить пользы от сюжетно-ролевой или подвижной игры, а также общения со сверстниками и
играми в семье.