Оксана Михайлова
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности игры ребенка раннего возраста»
Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности игры ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Игра является важным условием социального развития детей: в игре они учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра способствует физическому развитию детей, стимулирует их двигательную активность. Через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их, в результате чего игра имеет для него психотерапевтический эффект.
Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольности детей – от элементарных до самых сложных. Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением, регулировать и контролировать его в соответствии с общепринятыми правилами.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности.
Однако сильный эффект на развитие ребенка имеет только полноценная, развитая игра. Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенку сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новую, свою игру. В этой связи возникает необходимость целенаправленного формирования игровой деятельности. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст, точнее третий год жизни. Поэтому формировать и развивать игру нужно в раннем возрасте, когда игра отделяется от предметной деятельности
Жизнь показывает, что дети, с которыми никто никогда не играл, не могут взять на себя роль, придумать сюжет, построить воображаемый мир и т. д. От этого они очень много теряют – и в детском, и во взрослом возрасте. Им все время скучно, они не умеют сами занять себя, пристают к родителям, или «прилипают» к экранам телевизоров. Обучение игре (вернее приобщение к ней) – очень важная задача, и начинать ее нужно именно в раннем возрасте, когда малыш быстро и с удовольствием усваивает игровые действия.
Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит во круг себя, то, что с ним происходит, о чем он узнает из книжек и детских фильмов. Ребенок воспроизводит знакомые и привлекательные для себя действия тех или иных персонажей (реальных и выдуманных) «понарошку», или, говоря на языке психологии, в условном плане. Для ребенка смысл игры заключается в игровом процессе, поэтому начальную форму детской игры называют процессуальной (или предметной).
Что должен делать воспитатель, чтобы процессуальная игра развивалась как творческая деятельность? Для этого необходимо создавать особые психолого-педагогические условия, к которым относятся обогащение жизненного опыта детей и личностно ориентированное общение взрослых с детьми.
Обогащение жизненного опыта ребенка и его осознание очень важно: именно он лежит в основе сюжетных игр детей. Для этого можно организовать наблюдения за действиями взрослых и сверстников, обсуждать и комментировать их. Важно привлекать детей к посильному участию в жизни группы (они могут по предложению воспитателя принести тарелки, разложить ложки, раздать хлеб, поправить одеяло и подушку на кровати и т. д.). Читая малышам детские книжки, можно рассматривать и обсуждать картинки, рассказывать доступные пониманию малышей интересные истории из жизни взрослых, детей, животных.
Личностно-ориентированное общение является необходимым условием возникновения и развития игры, потому что ребенок вступает в игровое взаимодействие только с теми взрослыми, с которым у него установлен эмоционально-положительный контакт, сложились партнерские, доверительные отношения. Поэтому, вовлекая ребенка в игру, взрослый должен стремиться к партнерству даже с самыми маленькими детьми.
Побуждая детей к игре, стимулируя развитие игровой деятельности, воспитатель должен учитывать эмоциональное состояние ребенка, его желание и умение играть.
Для формирования игры необходимо участие и направляющая роль взрослого. На первых порах инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому. Вводить ребенка в игровую ситуацию можно, наделяя игровым смыслом его разные действия с предметом. Творческий воспитатель сумеет почти любое действие ребенка с предметами преобразовать в условное, в действие «понарошку».
Но стремление ребенка раннего возраста к исследованию окружающего мира может мешать развитию сюжета, переключать внимание малыша на манипулирование предметом или его деталями. Поэтому, прежде чем организовать сюжетную игру, следует сначала дать малышу возможность исследовать игрушки. Чтобы переключить ребенка с манипулирования на игру, можно организовать игру рядом с ребенком, попросить его о помощи: подать полотенце, принести расческу и т. д.
Необходимо поддерживать и развивать игровую инициативу ребенка.
Первые самостоятельные игровые действия ребенка представляют собой подражание действиям взрослого. После того как малыш начал играть самостоятельно, ему уже не столь необходимо участие взрослого. Со временем малыш начинает варьировать знакомые действия, начинает менять их порядок, вносить в них новые элементы, использовать новые игрушки.
Вместе с тем, на этом этапе ребенку по-прежнему нужна помощь взрослого, чтобы разнообразить игру. Для этого можно подключиться к игре ребенка и расширить круг его игровых действий и предметов. Играя с ребенком, взрослый наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша к использованию и поиску необходимых игрушек. Тем самым обогащается и состав игровых действий.
Для формирования игры очень важно выстроить последовательность игровых действий. Игра маленьких детей, в начале раннего возраста, представляет собой случайный набор игровых действий, порядок которых варьируется в зависимости от игрушек, попадающих в поле зрения малыша. Важно помочь ему выстроить целостную игровую ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности.
Очень важно расширение круга персонажей игры. Усвоив первые игровые действия, маленькие дети выполняют их только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому нужно стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, собачками, мишками.
При этом взрослый должен стремиться стимулировать разговор с персонажами игры. Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможности, позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками во взаимодействие с игровыми персонажами, открывает возможность построения диалога между партнерами, планирования игры.