Русова Светлана
Значение игровых приемов на занятиях по развитию речи по программе «Тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игровых приемов на занятиях по развитию речи по программе "Тропинки"
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение, так как развитие ребенка идет бурно и стремительно, формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Самым значительным достижением этого возраста идет усвоение речи ребенком. Речь, во всем ее разнообразии, становится необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Развитие речи соотносится с общим психологическим развитием ребенка и обеспечивает адекватное социальное его поведение, выступая в качестве основного средства общения. Именно в первые годы развивается и формируется речевой слух, накапливается словарный запас. Уровень развития речи является мощным диагностическим показателем психического и интеллектуального развития ребенка.
Публикация «Значение игровых приемов на занятиях по развитию речи по программе „Тропинки“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дошкольный возраст – этот тот период, когда идет постоянное увеличение словарного запаса ребенка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Л. С. Выготский, исследуя проблему обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.
Начиная с работ эпохи Просвещения и до наших дней основным средством психического и социального развития ребенка ученые, психологи, педагоги рассматривали игру. И положение о том, что в детстве центральное место в жизни ребенка занимает игра, прочно утвердилось в психологии и педагогике прошлого и настоящего. Игра, начиная с самых ранних ее форм, придает конкретную предметную форму и способ социального выражения внутреннего мира ребенка. Дошкольник в игровой ситуации имеет уникальную возможность обобщить свой эмоциональный опыт и передать его другим, не только детям, но и взрослым. Наряду с этим игра может рассматриваться как специфическое средство социального развития детей. И так как к основным видам деятельности дошкольника относят игру, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Поэтому работу над речью следует проводить в тесной связи с предметно-практической игровой деятельностью ребенка, являющейся стимулом развития речи.
У ребенка, занимающегося по программе «Тропинки» (автор – В. Т. Кудрявцев, задействованы все психические процессы. Он видит, слышит, действует, взаимодействует с окружающим через разнообразные игровые приемы. В результате, получив хорошую подготовку, дети гармонично входят в школьную среду, поскольку занятия по программе эффективно развивают воображение, образное мышление, грамотную связную речь, начиная с младшего дошкольного возраста.
При помощи игры идет процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свои звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками социальной среды.