Галина Агапова
Значение игровой деятельности в развитии коммуникативного поведения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка уже к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.
Особенно остро проблема общения проявляется у дошкольников с ОВЗ.
Публикация «Значение игровой деятельности в развитии коммуникативного поведения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
В настоящее же время у многих детей с ОВЗ не сформировано умение общаться, даже старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети с ОВЗ не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Не могут связно высказать свои мысли.
Нарушения коммуникативного поведения многообразны. Практически все они ограничивают возможности ребенка, его социальное и личностное развитие. Трудности общения дошкольников, школьников, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.
Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, подростка с ОВЗ, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Развитие коммуникативного поведения через игровую деятельность у детей с ОВЗ является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, подростков воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении проблемы, связанной с коммуникативными барьерами.