Ольга Писарева
Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особый вид деятельности, который, зарождаясь в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Основными функциями зарождающейся в младшем дошкольном возрасте игровой деятельности выступают : освоение предметного мира, овладение способами действий с предметами, ознакомление с их свойствами, качествами и назначением.
Зародившись, игра начинает определять важнейшие качественные изменения в психическом развитии ребенка : способствует формированию способности производить действия в умственном плане, осуществлять психологическую замену реальных объектов. Игра становится и своеобразным "полигоном" для первых социальных проб детей, освоения способов решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чем не основываясь. Поэтому важнейшей задачей психолого-педагогической практики является организация руководства взрослым игровой деятельностью детей, в ходе которого создается специальное пространство для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Публикация «Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Данные психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский,А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) свидетельствуют о необходимости специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, раскрывая особенности руководства взрослым игровой деятельностью детей, различают две тесно связанные составляющие: совместную игровую деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой у детей формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель, непосредственно не включаясь в игровую деятельность, создает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Вместе с тем, проблема обогащения игровой деятельности современных дошкольников и формирования их игровых предпочтений, в настоящее время, вызывает растущую озабоченность, как педагогов так и психологов. Отмечается происходящие изменения в детской субкультуре и, связанная с этим, деградация традиционной детской игры.
Так В. В. Абраменкова и В. Т. Кудрявцев констатируют некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Согласно их данным, развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. А игровая деятельность младших дошкольников при этом остается, в достаточной мере, предметной, и, зачастую, представляет собой просто отдельные игровые действия с игрушками. Ребенок как-бы "застревает" на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. Даже младшие дошкольники, имеющие достаточный социальный опыт, умеющие общаться и вполне овладевшие необходимыми навыками предметных действий, продолжают по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если и присутствует, то однообразен, стабилен. Младшие дошкольники не умеют самостоятельно видоизменять игровые действия : переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.
Оздоровление игры невозможно без осознания взрослым своей ведущей роли в обогащении содержания детских игр, ведь "именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившийся смысл эмоционально переживание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей деятельность".
Таким образом, руководство взрослым игровой деятельностью облегчит младшим дошкольникам становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нем.