МААМ-картинки

Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников

Усс Ирина
Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников»

(из опыта работы)

Усс Ирина Геннадьевна,

воспитатель Муниципального

дошкольного образовательного

учреждения «Таврический

детский сад № 6 «Радуга»

Таврического муниципального

района Омской области

Таврическое,

2016 год

Публикация «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Мир, окружающий ребёнка, – прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство - период, когда активно формируются основы мировоззрения дошкольников : его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, результатом экологического образования является экологическая культура личности (знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности).

Исследования психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) доказали, что развитие и воспитание ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.

Дидактические игры – эффективное средство, способствующее развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению; развитию памяти, внимания, наблюдательности; обогащению чувственного опыта ребёнка; развитию речи детей; социально – нравственному развитию детей; художественно – эстетическому воспитанию.

Взяв за основу результаты наблюдений за детьми (по методике В. Л. Малашенковой) и проанализировав ООП, созданную педколлективом на основе программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, пришла к следующим выводам: уровень экологического воспитания детей средней группы находится на нижней границе нормы (высокий – 0%, средний – 30%, низкий – 70%).

Исходя из теоретических положений, перечисленных выше и результатов диагностики, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей. Поэтому решила найти то средство, близкое и понимаемое детьми, используя которое, я смогу эффективно работать по экологическому воспитанию дошкольников. Это дидактические игры. Мною был разработан проект: «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников».

Цель проекта: определение эффективности использования комплекса дидактических игр, как средства экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания дошкольников.

2. Изучить личностные особенности детей для составления индивидуально – дифференцированной работы по формированию экологической культуры средствами дидактической игры.

3. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

4. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

Методы: теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы; педагогический эксперимент: отбор диагностической методики, проведение диагностики, анализ полученных результатов, формирующий эксперимент, повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

Я предположила, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.

Результаты диагностики определили основные направления формирующей работы:

1. Формирование полноты и существенности представлений о живых объектах, условиях их жизнедеятельности.

2. Формирование познавательных и речевых умений – умение сравнивать, устанавливать связи, определять последовательность в пространстве и во времени.

3. Формирование гуманного, эстетического отношения к природе.

4. Формирование трудовых умений и навыков по уходу за обитателями уголка живой природы.

В своей работе использовала три вида дидактических игр : игры с предметами (игрушками, природным материалом; настольно – печатные и словесные игры.

Руководство дидактическими играми осуществляла в трё х направлениях: подготовка дидактических игр, их проведение и анализ. Отбирала игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, установленными программой, определяла удобное время проведения игр и место для них, готовила необходимый дидактический материал для выбранной темы, обогащала детей знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Создала предметно-развивающую среду и на основе этого организовала систематическую работу с детьми в уголке природы, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности, в НОД, на прогулках.

При организации дидактических игр обращала внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли. Анализировала, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. Оживляла игру внесением нового содержания и правил. Создавала непринужденную обстановку. Не навязывала детям игровой материал, предметы, пособия, строила свои отношения с детьми на взаимном доверии. В конце игры хвалила детей, поощряла успехи.

Для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений мною разработан комплекс дидактических игр (Приложение 1).

Бала проведена НОД: «Кто в лесу живёт?», «В деревню к бабушке»; праздники: «Приглашение на осеннюю полянку», «Весенний праздник птиц».

Для родителей – консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, изготовлены буклеты, книжки-передвижки; для педагогов – сообщение из опыта работы, консультации с учетом возрастных особенностей детей.

В результате промежуточного наблюдения отметилась положительная динамика в повышении оценки успешности экологического образования детей : низкий – 30%, средний – 60%, высокий – 10%. Дети стали узнавать и называть несколько растений, некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Под руководством взрослого обследуют объекты, сравнивают их по отдельным отличительным признакам. Интерес детей к растениям, животным и уходу за ними не устойчив, избирателен, но на красоту природы откликаются эмоционально. Цель труда принимают только в игровой мотивации. Это указывало на необходимость продолжить эксперимент дальше.

В старшем возрасте побуждала детей к самостоятельной организации игр, что способствовало формированию экологической культуры у детей. Для этого использовала комплекс дидактических игр (Приложение 2)

Была проведена НОД «Наш дом – природа», «Посев семян помидоров для выращивания рассады», «Гости из Смешарии», развлечения «Осень в гости к нам пришла», «Вот и птицы прилетели и расцвёл подснежник». Для родителей – консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, изготовлены буклеты, книжки-передвижки; для педагогов – сообщение из опыта работы, консультации с учетом возрастных особенностей детей.

В результате промежуточного наблюдения отмечена положительная динамика в повышении уровня экологического воспитания детей старшей группы: низкий – 20%, средний – 60%, высокий -20%. Дети стали различать большое число объектов природы: знают признаки живого; устанавливают частые и некоторые общие сходства; владеют обследовательскими действиями; используют известные способы наблюдения для познания закономерностей природы; к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны; цель труда принимают в игровой или практической мотивации, самостоятельно её не ставят.

В подготовительной группе использовала комплекс дидактических игр на формирование экологической культуры (Приложение 3).

Была проведена НОД «Путешествие в мир растений», «Поможем Незнайке вылепить посуду», праздники «Весна-Красна», «Осеннее чудо», Новогодний утренник. Для родителей – консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, изготовлены буклеты, книжки-передвижки; для педагогов – сообщение из опыта работы, консультации с учетом возрастных особенностей детей.

В результате наблюдений получены следующие данные: низкий уровень – 10%, средний – 50%, высокий – 40%. Произошли значительные изменения в плане повышения экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры. Дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям; владеют обследовательскими действиями; пользуются наблюдением для познания природы; бережно, заботливо относятся к природе; нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой; эмоционально воспринимают природу, видят её красоту.

Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилась не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.

Вывод: дидактические игры - эффективное средство экологического воспитания дошкольников. Потенциал дидактических игр позволяет максимально реализовать поставленные задачи по экологическому воспитанию дошкольников и использовать их в любом из направлений образовательной работы с детьми.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. Воронеж, 2004

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985

3. Гочарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей 2младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002

4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

5. Карпова Е. В. Дидактически игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

6. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998

7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004

8. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

10. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003

11. Программа экологического образования детей «Мы». С-Пб, 2003

12. Программа «Радуга» / Дронова Т. Н. М., 2003

13. Столяр А. А. Давайте поиграем. М., 1991

14. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

15. Урунтаева А. Г. Дошкольная психология. – М., 1999

Приложение № 1

Комплекс дидактических игр по экологическому воспитанию для детей средней группы :

-для формирования полноты и существенности представлений о живых объектах, условиях их жизнедеятельности: «Найди, о ком расскажу», «Кто живёт в лесу», «С какой ветки детки», «Кто ползает, а кто летает», «чьи детки?», «Где спряталась матрёшка?», «Где что растёт?», «На птичьем дворе», «Вершки и корешки», «Раз, два, три, дерево назови»;

-для формирования познавательных и речевых умений: «Почему завял цветок?», «Путаница», «Когда это бывает?», «Помоги одеться Маше», «Собери картинку», «Найди лепесток», «Кто во что одет?», «Какое время года?», «Найди по названию», «Магазин цветов», «Птички-невелички», «Угадай»

-для формирования гуманного эстетического отношения к природе: «Назови одним словом», «Что не так?», «Моё любимое животное», «Моё любимое растение», «Правила поведения в лесу», «Береги природу», «Окажи нам помощь», «Почему плачет растение», Я живой»;

-для формирования трудовых умений и навыков по уходу за обитателями уголка живой природы: «Кто это?», «Кто спрятался?», «Кто здесь живёт?», «Кто чем питается?», «Назови части тела», «Что где растёт».

Приложение № 2

Комплекс дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшей группы:

-для формирования полноты и существенности представлений о живых объектах, условиях их жизнедеятельности: «Что в корзину мы берём», «Воздух, земля, вода», «С какой ветки детки», «Прилетели птицы», «Звери, птицы, рыбы», «Сложи животное, «Соедини картинку», «Съедобное-несъедобное», «Узнай и назови», «Что я за зверь?», «Назови растение», «Кто как кричит»;

-для формирования познавательных и речевых умений: «Чудесный мешочек», «Природа и человек», «Выбери нужное», «Где снежинки», «Когда это бывает?», «Угадай, что где растёт», «Весной, летом, осенью», «Что из чего сделано?», «Назови три предмета», «Цветочный магазин», «Полезные-неполезные»

-для формирования гуманного эстетического отношения к природе: «Кто где живёт?», «Летает, плавает, бегает», «Береги природу», «Цепочка», «Что было бы, если из леса исчезли», «Что это такое?», «Окажи помощь птичке», «Что не так?», «О чём думает бабочка?» «Какой я?», «Помоги животному», «Почему грустит собака?» «Соедини картинки», «Живое-неживое»;

-для формирования трудовых умений и навыков по уходу за обитателями уголка живой природы: «Что хотел изобразить художник», «Кто где живёт?», «Расскажи Незнайке о цветах», «Помоги зайке найти цветок, нуждающийся в поливе», «Подбери инвентарь для труда котику», «Назови ягоды», «Кто здесь обедал?», «Собери картинку»

Приложение № 3

Комплекс дидактических игр по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы:

-для формирования полноты и существенности представлений о живых объектах, условиях их жизнедеятельности: «Насекомые», «Третий лишний», «Да или нет», «Цветы», «Охотник» «Живая и неживая природа», «Звери заблудились», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Волшебный поезд», «Когда это бывает?»

-для формирования познавательных и речевых умений: «Что где растёт?», «Что лишнее?», «Моё облако», «Расскажи без слов», «Похож-не похож», «Что это за птица», «Бывает - не бывает», «Найди пару», «Лесник», «Природа и человек», «Придумай сам», «Не зевай!», «Закончи предложение»;

-для формирования гуманного эстетического отношения к природе: «Третий лишний», «Хорошо-плохо», «Добрые слова», «Что будет, если», «Окажи нам помощь», «О чём хочет сказать котёнок?», «Расскажи Незнайке о пользе птиц», «Чем недоволен жук», «Что можно, что нельзя», «Почему плачет растение», «Почему плачет рыбка»;

-для формирования трудовых умений и навыков по уходу за обитателями уголка живой природы: «Кого позвать на обед?», «Кто где живёт?», «Что забыл нарисовать художник?», «Помоги Лисичке найти цветок, нуждающийся в помощи», «Расскажи Маше о домашних животных», «Помоги найти инвентарь для труда котику», «Помоги Мишке найти растения, которые нуждаются в очистке листьев от пыли»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников «Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников» МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале Инструктор по физической.

Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания дошкольников Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания старших дошкольников. Стрелкова.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Использование дидактической игры как средства экологического воспитания дошкольников Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников В жизни детей дошкольного возраста игра является.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Круглый стол педагогических работников ДОО «Квест-игры как форма экологического воспитания дошкольников»Круглый стол педагогических работников ДОО «Квест-игры как форма экологического воспитания дошкольников» Квест – игра как форма экологического воспитания. Трубаева Ирина Владимировна воспитатель ЧДОУ «Детский сад№98 ОАО «РЖД» На сегодняшний.

Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 19:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Усс Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД