любовь жидова
Формирование экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопрос об экологическом воспитании людей поднимается очень часто и имеет огромное значение в условиях взаимодействия природы с человеком. Значимость экологической проблемы стало приоритетным в обучении и воспитании детей. Для решения этой проблемы необходимо начинать формирование экологического воспитания с дошкольного возраста, закладывая в сознание ребёнка на данном этапе основы экологической культуры.
Публикация «Формирование экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Растущая актуальность помогает ребёнку в умственном и физическом развитии, закладывая важные человеческие качества и чувства, в которых отражается красота родной природы, и любовь к Родине. С раннего возраста ребёнок познаёт и анализирует окружающий мир, формируя экологические позиции, помогающие малышу определять в дальнейшем свои действия в решении различных экологических проблем. Для развития экологического воспитания дошкольников, необходимо прививать детям любовь к растениям, и основываясь на их эмоционально-эстетическом восприятии, научить их чувствовать и познавать окружающую природу. Формирование правильных представлений о природе, помогает направлять и воспитывать индивидуальные чувства детей, развивая в них бережное отношение к природе и окружающему миру. При проведении работы с детьми по экологическому воспитанию, хорошо используется литература с описанием природы, дидактические пособия и игры с экологическим содержанием. Любознательность дошкольников помогает в экспериментальном процессе проводить различные опыты с веществами, которые могут быть сыпучими и не сыпучими, плавающими или тонущими, которые могут растворяться в жидкости или не растворяются, а также проводить эксперименты с водой и снегом. Такие опыты помогают детям раскрывать причину наблюдаемых явлений, при которых уточняются их знания о качествах и свойствах объектов природы. В результате такого восприятия природы, дети узнают о ценных свойствах воды, о взаимодействии животных и растений, а также о человеке, являющемся частью природы.
Детский сад становится ведущим звеном формирования основ экологического воспитания и культуры дошкольников. Проводятся с детьми интересные комплексные и комбинированные формы занятий, в которых используются экскурсии, рассматривание картин, наблюдение за природой. На таких занятиях у детей хорошо формируется познавательный интерес к природе, а также развивается наблюдательность и мыслительная деятельность.
В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за комнатными растениями и уже с утра понимают, когда нужно полить или взрыхлить землю. Дети очень гордятся результатами своего труда и достигнутыми успехами. Такая трудовая деятельность пробуждает у детей интерес к природе, и она становится первым эстетическим воспитателем ребёнка. Наблюдая за природой ребёнок учится видеть, ценить и понимать природу.
Одним из важнейших условий для развития экологических представлений является наблюдательная деятельность, которая в дальнейшем становится познавательной деятельностью. Такие методы наблюдения для экологического воспитания становятся основными и воспитывают в детях сосредоточенность, внимание и умственную активность. Красота родной природы производит огромное влияние на детей, ведь детские впечатления являются самыми запоминающимися и остаются в памяти на всю жизнь.
Для экологического воспитания дошкольников важное значение имеют дидактические и подвижные игры, имеющие природоведческий характер и экологическую направленность, с готовым содержанием игры. Дидактические игры подразделяются на: словесные, настольно-печатные и предметные. В таких играх детям даётся возможность сравнивать предметы природы, различать происходящие в них изменения внешних признаков. Подвижные игры имеют природоведческий характер и способствуют подражанию жизни и повадкам животных.
Таким образом, для успешного экологического воспитания детей необходимо использование различных форм и методов в комплексе, определяя возрастные возможности детей и многократного их использования. Такое воспитание формирует у дошкольников отчётливые знания и прививает любовь к окружающему миру.