Елена Мясникова
Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос достаточно остро рассматривается как за рубежом, так и в России. Особую популярность в середине ХХ века получили различные конференции по экологическому образованию, проходившие на международном уровне. На этих конференциях впервые был затронут вопрос о непрерывном экологическом образовании, начиная с дошкольного возраста; а также разрабатывались подходы и стратегии; формулировались цели, задачи и принципы экологического образования.
Публикация «Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Такие активные действия были обусловлены экологическим кризисом, который был связан не только с глобальными открытиями и интенсивным использованием новых технологий, но и с изменениями отношения человека к природе. Человек стал потребительски относиться к природному миру и его богатствам; стал воспринимать природу как неисчерпаемый источник для удовлетворения своих потребностей. В связи с этим природные ресурсы стали быстро исчерпываться, что, в свою очередь, привело к зарождению серьезных экологических проблем, требующих пристального внимания и своевременного разрешения.
Если 20-30 лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что «экология» везде, знают даже дети. По общепринятому определению, экологическая наука - это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимость между различными формами жизни. Но в сознании большинства людей слово «экология» связано еще и с понятиями «тревога», «защита», «сохранение».
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования : проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Поэтому Концепция общего экологического образования (1994г.) теснейшим образом связана с Концепцией дошкольного воспитания (1989 г.).
Взаимовлияние двух концепций проявляется в том, что Концепция дошкольного воспитания позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели экологического воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Концепция общего экологического образования является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования. Как начальное звено, экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения самостоятельного направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определить перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Экологическое образование - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией и ее различными ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие организма со средой его обитания; функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, переживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой - второй важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
В основе экологического воспитания и образования лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания и образования дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка : заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.
Создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условие для рационального использования различных методов при организации процесса - взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.
Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др., она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного, животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Используемая литература:
1. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.
2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
3. Саморукова П. Г. Мир природы и ребенка. Учебное пособие, 1998.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. Ж – лы «Дошкольное воспитание»
5. Интернет ресурсы: maam.ru, nsportal.ru