Татьяна Шулаева
Занятие по дифференциации звуков [С]—[Ш] с использованием ИКТ «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимняя сказка».
«Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях»
Коррекционно-обучающие цели:
1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Зима».
2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].
3. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ш].
4. Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
5. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слогов.
6. Совершенствование грамматического строя речи, формирования навыка словоизменения и словообразования.
7. Учить подбирать однокоренные слова.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
4. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
5. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
6. Развитие интонационной стороны речи.
7. Развитие общей моторики, зрительной ориентации, координации движений.
Воспитательные цели:
1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2. Воспитание любви к природе.
Оборудование:
1. Доска магнитная.
2. Магниты.
3. Проектор, экран.
4. Компьютер
5. Магнитофон.
6. Схемы слов.
7. Звуковички.
8. Бочка с заданием.
9. Фишки синего, зеленого, красного цвета.
10. Игрушка «Снеговик».
Предварительная работа
1. Изучение лексических тем: «Зима», «Дикие животные».
2. Знакомство с гласными, согласными звуками.
3. Постановка и автоматизация звуков [С], [Ш].
4. Разучивание на занятиях :
- упражнение «Здравствуй» - развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения;
- упражнение «В лес на лыжах мы пойдем» - ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию общей моторики, ориентации, координации движения;
- упражнение «Вьюга» - развитие речевого дыхания, голоса;
- упражнение «Вот на улице мороз» - развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, я сейчас с вами поздороваюсь громко, а вы со мной – тихо. Обратите внимание, к нам пришли гости, поздоровайтесь с гостями громко, а они с вами тихо. Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: (протягивают правую руку в центр круга, руки детей соприкасаются, качая вверх-вниз, они произносят слова) Здравствуй, здравствуй, не зевай, и ладошку мне давай!
2. Введение в тему:
Логопед: Скажите, к какому времени года относятся слова: гололед, снег, снежинка, снеговик, вьюга, метель, холод, поземка.
Дети: К зиме!
Логопед: Правильно. Зима в самом разгаре, и я вам предлагаю совершить сказочное путешествие в зимний лес. Согласны?
Дети: Да (звучит музыка).
Логопед: Тогда начинаем наше путешествие!
Упражнение-разминка: «В лес на лыжах мы пойдем»
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем.
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко, тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
И к лесной опушке вскоре мы придем.
3. Знакомство с темой:
Развитие слухового внимания, игра: «Внимательно слушай!»
Логопед: Вот мы с вами и в лесу. (на экране картинка зимы слайд 1) Давайте закроем глазки и послушаем звуки зимнего леса.
Дети: (закрывают глаза и слушают)
Логопед: Что вы услышали? Кто называет, тот садиться на свое место.
Дети: (скрип дерева, стук дятла, хруст снега, вьюга)
Логопед: Как-то неспокойно вокруг! Ребята, неужели начинается вьюга?
Развитие речевого дыхания и голоса, игра «Вьюга!»
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: с-с-с-с (с усилением,
Шумят ели: ш-ш-ш,
Вот стихает вьюга: с-с-с-с.
Логопед: Как выла вьюга? (на экране таблица артикуляции звуков [С] и [Ш слайд 2])
Дети: с-с-с-с
Логопед: Какой звук произносим?
Дети: звук [С]
Логопед: Даша, расскажи, как правильно нужно произносить звук [С].
Дети: Губы в улыбке, язычок за нижними зубами, воздушная струя холодная. (перед зеркалом произносят звук [С])
Логопед: Какой это звук?
Дети: Согласный, глухой, бывает твердым и мягким.
Логопед: Как шумели ели?
Дети: ш-ш-ш
Логопед: Какой звук произносим?
Дети: звук [Ш]
Логопед: Паша, расскажи, как правильно нужно произносить звук [Ш].
Дети: Губы «окошечком», язычок поднимается вверх и принимает форму чашечки, воздушная струя теплая. (перед зеркалом произносят звук [Ш])
Логопед: Какой это звук?
Дети: Согласный, глухой, бывает только твердым.
Логопед: Ребята, а давайте их возьмем с собой. (на экране картинка «Зима» слайд 3)
Дети: Да, возьмем.
Логопед: Смотрите, кто же спешит к нам на встречу и так весело поют? Да это же наши девочки-припевочки! А почему мы их так называем?
Дети: Потому что это гласные звуки, они любят петь.
Развитие речевого дыхания и голоса, игра «Пропой звуки!»
Логопед: Припевочки, пока шли по лесу, то поднимались в гору, то – спускались. Давайте пропоем эти звуки.
Дети: А-У-О-Э-Ы.
Логопед: Наши согласные звуки такие дружелюбные, что решили подружиться с гласными звуками.
Дети: (читают слоги) СА-СУ-СО-СЫ, ША-ШУ-ШО-ШЫ
Развитие интонационной стороны речи, фонематического слуха
Логопед: И решили они поговорить друг с другом.
Дети: (произносят слоги с грустью, с радостью, с удивлением) СА-СА-ША-ША, СО-СО-ШО-ШО, СУ-СУ-ШУ-ШУ.
Логопед: И пошли они дальше. Ребята, ой, смотрите, чьи-то следы (на экране следы белки слайд 4)
Дети: Это следы белки (значит, беличьи следы).
Логопед: Белочка принесла вам орешки, у нее их много, она хорошо подготовилась к зиме (раздает орехи детям). Давайте поиграем с орешками.
Развитие темпо-ритмических компонентов речи. Развитие памяти, игра «Орешки».
Логопед: Мы будем сейчас называть слова парами. Повторяйте за мной: мишка-миска, кашка-каска, Машка-маска, шутки-сутки.
Дети: (повторяют и простукивают на орешках)
Логопед: А сейчас я буду называть слова со звуком [Ш], а вы будете менять его на звук [С] : мишка, кашка, башня, Машка, шутки.
Дети: (заменяют звук [Ш] на звук [С] и простукивают на орешках)
4. Физкультминутка.
Развитие тактильного восприятия, координации движений и речи, игра: «Вот на улице мороз»
Вот в лесу у нас мороз,
Ну-ка все потрите нос.
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
По плечам похлопали,
Ножками потопали.
Логопед: Ребята, вы слышите, кто-то рычит, наверное, мы кого-то разбудили нашим топотом. Страшно, кто бы это мог, чьи это следы (на экране следы медведя слайд 6)
Дети: Это следы медведя (значит, медвежьи следы).
Логопед: Ой, смотрите, медведь оставил бочонок, но не с медом, а с заданием.
Игра: «Договори словечко» (на экране картинки с нужными словами слайд 7)
- словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег);
- эй, эй, эй, мохнатый мишка, помоги достать нам … (шишку);
- раз – рука, два – рука, слепим мы … (снеговика);
- в подполье, в коморке живет она в норке, серая малышка, а зовут ее … (мышка);
- серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).
Нахождение места звука в слове, игра «Птичка» (дети собирают схему)
Логопед: В нашем лесу живут не только животные, но и птицы. Одна из них к вам прилетела.
Дети: (раскладывают схему «птичка» на столе)
Логопед: Я буду называть слова, а вы найдите позицию звуков [С] и [Ш] в словах : снеговик, шишка, снег, мышка, лиса.
Дети: (поднимают нужную часть тела птички)
Логопед: Птичка предлагает подарить картинки нашим звукам [С] и [Ш]. Если услышите звук [С] – хлопайте в ладоши, звук [Ш] – топайте.
Развитие звуко-слогового анализа и синтеза, игры: «Найди слово», «Выложи звуковую схему слова».
Логопед: Взгляните на экран. Давайте найдем среди картинок ту, в названии которой три слога.
Дети: СНЕГОВИК.
Логопед: (показывает игрушку «снеговик») Правильно. Скажите, от какого слова образовалось слово «снеговик»?
Дети: От слова «снег».
Логопед: А какие еще слова можем назвать, которые образовались от этого слова?
Дети: Снежинка, снежок, снегурочка, снегопад и т. д.
Логопед: Давайте выложим звуковую схему слова «снег».
Дети: (выполняют задание)
Логопед: Снеговик в подарок принес маленький стишок, который мы сейчас постараемся рассказать (на экране мнемотаблица для заполнения слайд 7).
Мы слепили снеговик,
Он не мал и не велик,
Носик из морковки.
Вместо глаз картошки.
Очень милый и смешной.
Привели его домой!
Логопед: А сейчас не только расскажем, но и покажем.
Дети: (дети рассказывают стишок и показывают движения).
Логопед: Кто сможет сам, глядя на подсказку рассказать это стихотворение и порадовать нашего снеговика?
5. Итог занятия.
Логопед: Нам пора возвращаться. Снеговик оставил нам на память «волшебный снежок», который покажет дорогу в детский сад. Сейчас отвечайте на вопросы и передавайте снежок по кругу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чем говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?
Дети: (передают «волшебный снежок» из рук в руки и отвечают)