Чершембеева Оросхан
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по экологии в старшей группе
Образовательная область «Познание».
Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов».
Публикация «Конспект занятия „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
3) Воспитательные
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать стремление сдерживаться, проявлять терпение, настойчивость;
Методы: игровые, практические, словесные, интеллект-карты
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Методические приемы: беседа, дидактические игры: «Три слова», «Ученое сообщение», «Закончи предложение», «Угадай, чье объявление?», «Посадим дерево», сюрпризный момент – телеграмма, загадки, психогимнастика, использование наглядного материала и художественного слова, самостоятельная деятельность детей, анализ.
Список используемой литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий по экологии в старшей группе».
2. Николаева С. Н. «Юный эколог».
3. Коломина Н. В. «Занятия по экологии в д/с».
Ход занятия:
Дети (стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?
(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Игра «Три слова»
Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
Овощи. (капуста, огурец, помидор)
Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)
Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)
Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)
Домашние животные. (корова, лошадь, собака)
Дикие животные. (волк, лиса, заяц)
Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
Насекомые. (комар, муха, бабочка)
Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)
Ягоды (малина, клубника, вишня)
- Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов 45 минут». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.
(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»).
Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение.
(стук в дверь, заходят юные ученые).
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Мовлит расскажет нам о живой природе.
(дети делают сообщение)
Мовлит: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Руфина расскажет нам о неживой природе.
Руфина: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Игра «Закончи предложение»
Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).
Конкурс загадок и проблемных вопросов
- Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
Он быстрее всех на свете, называют его … (ветер).
Молодцы, правильно ответили.
Игра «Угадай, чье объявление»
Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
- Молодцы, угадали.
Воспитатель: А сейчас я превращу вас в дождик – полейте землю, цветы, траву, деревья.
Физкультминутка «Дождик».
Приплыли тучи, дождевые (шагаем на месте)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши)
Дождинки пляшут как живые (шагаем на месте)
Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте)
И рожь, склоняясь к земле зеленой (шагаем на месте)
Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши)
А дождик теплый, дождь неугомонный
(шагаем на месте)
Льет, льет, льет. (Прыжки на месте)
Воспитатель: Все, дождик кончился, растения сказали вам : «Спасибо».
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это. (травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые).
- Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)
Игра «Посадим дерево» (на магнитной доске).)
- Давайте, на этой волшебной доске посадим дерево. Сначала возьмем. (зернышко) и посадим его в. (землю).
- Чтобы зерно взошло, надо его. (полить).
- Еще растению нужно. (солнце)
- Пройдет время и появится. (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
- Посмотрите на схему, как дерево растет
(семя - росток - деревце - взрослое дерево)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
Психогимнастика «зернышко».
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком, потом превратиться в прекрасный цветок и украшать нашу планету Земля? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы поговорили об объектах живой и неживой природы. Сейчас будем работать по группам: первая группа собирает материал по теме «Живая природа», вторая группа по теме «Неживая природа»
(Составление интеллектуальных карт. Индивидуальная помощь при выборе символов и иллюстраций)
Защита работ
- Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля. Земля – это общий, чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.
(раздает памятные значки)