Наталья Милокост
«Жители подводного мира». Конспект интегрированного занятия с использованием мандалотерапии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с использованием мандалотерапии в старшей группе (подготовила и провела воспитатель 1 квалификационной категории ГБДОУ ЛНР № 12 "Родничок" Милокост Н. Ю.
Цель: обобщить представления детей о рыбах как живых существах,
живущих в воде.
Задачи:
Публикация «„Жители подводного мира“, Конспект интегрированного занятия с использованием мандалотерапии в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Расширить знания детей о реке, море и их обитателях. Закрепить представления о рыбах, их типичном строении, назначении частей тела. Закрепить понятие: хищные рыбы, морские рыбы, речные рыбы.
Стимулировать познавательные способности детей, формировать умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно–следственные связи различного характера.
Активизировать в речи детей названия рыб, живущих в различных водоемах. Развивать лексико - грамматическую сторону речи. Формировать умение подбирать однокоренные слова, обобщающие понятия, образовывать слова при помощи суффиксов, составлять сложно -подчиненные предложения при помощи союза «для того чтобы».
Развивать у детей умение регулировать свое психоэмоциональное состояние, учить детей, входя в образ, передавать мимикой, темпом, особенности настроения, характерные образу.
Развивать зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление, мелкую моторику, творческие способности детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания, понимания того, что рыбам и другим обитателям водоемов для жизни нужна чистая вода.
Материалы: сюжетные картины «Река», «Море», «Аквариум»; контурные изображения капель воды, поднос 50 см, звуковая модель слова СОМ, картинка «К» из набора «Живые звуки», набор картинок «Рыбы», голубая ткань – «водоем», разноцветные кувшинки, набор цифр, игрушки – рыба, мяч, заготовки мандал, коробочки по количеству детей с разнообразным раздаточным материалом – рыбки, ракушки, галька, «посылка» с письмом и 6 ракушками, аудиозапись «Шум прибоя».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрите
И тихонечко садитесь.
(Дети садятся на свои места)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия
Педагог: Сегодня мы с вами снова совершим увлекательное путешествие в мир знаний. Но сначала отгадайте загадку.
Она и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летает, и бежит,
И стеклянной может быть!
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке журчит.
(Вода)
Вода – это знакомое каждому ребенку и необходимое всему живому на планете вещество. Поговорим сегодня о водоемах и их обитателях.
2. Разминка.
Ребята, давайте поиграем со словом «вода», подберем для него родственные слова.
(Педагог читает стихотворение):
Я слова найду везде -
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Дидактическое упражнение «Родственные слова»
У каждого ребенка – контурное изображение капли. Называя слово (вода, водичка, водолаз, водоросли, водопровод, водопад, водяной, водный, подводный, ребенок кладет каплю на поднос, заполняя все его пространство.
Педагог: Молодцы! Мы с вами собрали целый водоем.
Какие водоемы вы знаете? (Ответы детей: река (Лугань, Белая, Северский Донец, Волга, Нева, озеро (Байкал, Исаковское водохранилище, море (Черное, Азовское, океан (Тихий).
А кто может жить в водоеме? (Ответы детей: насекомые – водомерки, лягушки, утки, улитки, рыбы и т. д.)
3. Физкультпауза «Рыбки и улитки» (на ковре)
Улитки ползут,
Свои домики везут. Передвигаются по кругу в полуприсяде.
Рогами шевелят.
На рыбок глядят. Останавливаются, делают рожки из пальчиков, наклоняют голову влево - вправо.
Рыбки плывут,
Плавничками гребут. Передвигаются по кругу, опустив руки, выполняя движения ладонями вперед- назад.
Влево – вправо поворот,
А теперь наоборот. Повороты туловища влево - вправо
4. Сюрпризный момент. Постановка задач.
(Раздается стук в дверь. На пороге появляется почтальон с посылкой, адресованной ЗНАТОКАМ ПОДВОДНОЙ ЖИЗНИ. Педагог благодарит почтальона и предлагает детям занять свои места, затем вскрывает посылку. Там находится письмо от Подводного Владыки и ракушки с заданиями. Педагог читает письмо)
Вам привет с морской пучины!
Пишет царь с морского дна.
Плачу я, и есть причина,
К сожаленью, не одна.
Одиноко, скучно мне.
На морской глубине.
Мои верные подружки –
Разноцветные ракушки,
Шум прибоя приносили
И владыку веселили.
А теперь они молчат,
Что стряслось, не говорят…
Кто умеет, помогите!
Что мне делать, подскажите!
- Друзья мои! Вы готовы помочь морскому царю? Не боитесь сложных заданий?
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Педагог осматривает первую ракушку и обращает внимание детей на бумажку, лежащую в ней.
- Наверное, ракушки жили в загрязненной воде, мусор попал вовнутрь, поэтому они и перестали петь песню прибоя. Сейчас мы их почистим. Ой, да здесь задание написано. Давайте выполним его.
5. Решение рзвивающих задач.
Задание 1. «Узнай и назови»
Необходимо назвать и распределить рыб (картинки) на три группы: речные, морские и декоративные.
- В каких водоемах живут рыбы?
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские, в реке… в аквариуме…в океане…
- Чем питаются рыбы? (насекомыми, червями, водорослями)
- Как называются рыбы, поедающие других, меньших, рыб? (хищники)
Из названных рыб выбрать слово, соответствующее звуковой модели (сом).
Назвать слово с указанным звуком («К»).
Задание 2. «Прыгают скороговорки как караси на сковородке»
(Выполняется на местах.)
Педагог: Ребята, давайте вспомним «рыбные» скороговорки.
*Всякая рыба хороша, коль на удочку пошла.
*Что-то ловля плоха – улыбнётся, знать, уха.
*Вот тебе ершок, свари ухи горшок.
*В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
*В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
*Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
*Принял омара за рака гурман.
*На мели мы налима лениво ловили,
*Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
Задание 3. «Рыбкина улыбка»
Дидактическая игра «Подскажи словечко». (Проводится стоя в кругу, педагог использует мяч – на начало фразы бросает мяч ребенку, тот возвращает его с ответом. Текст произносится эмоционально, с изменением интонации)
Если это рыбка - у неё… улыбка,
Если это рыбочка - у неё… улыбочка,
Если это рыба - у неё… улыба,
Если это рыбина - у неё… улыбина,
Если это рыбонька - у неё… улыбонька,
Если это рыбища - у неё… улыбища.
Задание 4. «Золотая рыбка»
Дидактическая игра «Что у рыбы, для чего».
Педагог показывает детям игрушку – рыбку, предлагает рассказать о ней. Начинает педагог: «У рыбы есть глаза». Спрашивает: «Для чего?» и передает рыбку. Ребёнок: отвечает: «У рыбы есть глаза, чтобы смотреть, а ещё есть жабры», и передаёт рыбку. Следующий ребёнок говорит: «Жабры нужны для того, чтобы дышать» и называет другую часть тела и т. д.
Задание 5. «Водоем»
Дидактическая игра «Сосчитай и назови».
На голубой ткани разложены разноцветные кувшинки, около каждой – цифра и изображение рыбы. Ребенку необходимо составить предложение, правильно согласовав имена числительное и существительное, например: Под красной кувшинкой живут два карася.
Пальчиковая гимнастика «Речные рыбы»
Десять рыб поймали мы - Показать ладони с растопыренными пальцами
В речке плавали они. Показать рукой волны
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ёрш, язь, Поочередно загибать пальцы на одной, затем на другой руке
А десятый угорь был, Загнуть десятый палец
Он сорвался и уплыл. Хлопнуть в ладоши, показать рукой волну
Задание 6. «Волшебные круги»(Создание индивидуальных мандал)
Педагог предлагает детям выбрать мандалу и украсить ее, используя раздаточный материал. Во время выполнения этого задания начинает звучать музыка – «Шум прибоя». По окончании работы педагог обращает внимание детей на эти звуки, подводя к выводу, что все задания успешно выполнены, и ракушки расколдованы. Теперь можно отправить посылку морскому царю.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
- Молодцы. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем мы
сегодня занимались?
- Что интересного вы узнали на занятии?
- Какие задания вам понравились больше всего?
Оценка деятельности детей.
Ритуал прощания.
Дети становятся в круг, протягивают вперед левую руку («от сердца, от души», складывая «пирамиду» из ладошек, и произносят слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Скоро встретимся опять!