Елена Маслюкова
Здоровьесберегающий проект «Здоровье бесценный дар» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №34».
Здоровьесберегающий проект на тему:
«Здоровье – бесценный дар.»
Автор: Маслюкова Елена Анатольевна
Предметная область: Воспитатель
Планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье бесценный дар».
Приложение 1
ЗАДАЧИ
Публикация «Здоровьесберегающий проект „Здоровье бесценный дар“ старшая группа» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
НАШЕ ТЕЛО. Дать представления о строении функциях некоторых органов нашего организма (скелет, мышцы, кожа, сердце, органы дыхания, кровеносная система, система пищеварения головной мозг)
Дать понятие «Осанка».
Вызвать познавательный интерес к знаниям о строении человеческого организма.
Познакомить с влиянием на работу этих органов различных форм поведения.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И ЗАКАЛИВАНИЯ. Формировать практические умения и навыки соблюдения личной гигиены.
Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Систематизировать у детей знания о закаливании естественными факторами (солнце, воздух, вода).
РЕЖИМ ДНЯ .Сформировать представление о режиме дня.
Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.
Воспитывать самостоятельность при выполнении режимных моментов
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Дать понятие о вредных привычках.
Формировать сознательный отказ от вредных привычек
Закрепить полезные привычки.
Обучать правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.
Прививать навыки здорового образа жизни.
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ Формировать и укреплять здоровье детей.
Способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья детей с помощью силовых упражнений и подвижных игр.
Показать детям значимость движения для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом.
Совершенствовать двигательные навыки.
Формировать осознанное желание заниматься физкультурой.
ВИТАМИНЫ И ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ .Дать понятие о пользе витаминов, их значении для здоровья человека.
Закрепить понятие о том, что здоровье напрямую зависит от правильного питания.
Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
МИКРОБЫ И ВИРУСЫ .Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и возбудителях (микробы и вирусы)
Показать детям значимость профилактики простудных и инфекционных заболеваний
Воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей
НАШЕ НАСТРОЕНИЕ. Дать представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на состояние здоровья человека.
Формировать и укреплять психологическое здоровье у детей.
Развивать умение понимать и объяснять эмоциональное состояние: свое и окружающих людей.
Закреплять у детей умение регулировать свое поведение и эмоциональное состояние.
Закреплять у детей умение изображать различные эмоциональные состояния.
Дать понятие о взаимосвязи человека и природы.
Повышать психоэмоциональную устойчивость.
ФОРМЫ РАБОТ
Занятие «Знакомьтесь, я человек»
Занятие «Знай свое тело»
Занятие «Красота души и тела»
Занятие «Будем стройные и красивые»
Занятие «Очки - мои помощники»
Игра «Как мы дышим?»
Беседа «Как работает наше сердце»
Беседа «Что нас защищает»
Беседа «Как движутся части тела»
Общение «Что мы делаем, когда едим?»
Общение «Как устроен наш организм»
Общение «Осанка – красивая спина»
Ситуация «Смотри во все глаза»
Ситуация «Слушай во все уши»
Ситуация «Проверь свою осанку»
Занятие «Гигиена и закаливание»
Занятие «приглашаем на закаливание»
Занятие «Соблюдай правила гигиены»
Занятие «Подружись с зубной щеткой»
Беседа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»
Беседа «В здоровом теле здоровый дух»
Общение «Чистота-залог здоровья»
Ситуация «Как правильно чистить зубы»
Ситуация «Личная гигиена»
Ситуация «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит»
Д/И «На воде, на солнце»
Занятие «С утра до вечера»
Занятие «Учимся быть здоровыми»
Занятие «Соблюдай режим дня»
Занятие «Скажи нет вредным привычкам»
Общение «Режим дня»
Д/игра «Когда что делать»
Занятие «Страна волшебная – Здоровье»
Беседа «Наше здоровье в наших руках»
Игра-занятие «Полезные и вредные привычки»
Ситуация «Как правильно поступить?»
Ситуация «Что будет, если.»
Д/Игра «Наши привычки»
Занятие «Спорт – это здоровье»
Занятие «Физкультурой заниматься каждый рад»
Занятие «Силовые и подвижные игры»
Занятие «Во что играли на Руси-матушке»
Общение «На зарядку становись!»
Ситуация «Если ты заболел»
Занятие «Приятного аппетита»
Занятие «Дадим советы Карлсону»
Занятие «Здоровая пища»
Занятие «Обрядовая еда» (как проходит Великий Пост и Масленница)
Игра-занятие «Витамины и полезные продукты»
Беседа «Наши верные друзья - полезные продукты»
Общение «Витамины укрепляют организм»
Ситуация «Что вкусно и полезно»
Занятие «Я - здоровье берегу»
Беседа «Здоровье и болезнь»
Общение «Сохрани свое здоровье сам»
Ситуация «Микробы и вирусы»
Ситуация «Наши руки»
Ситуация «Если не чистить зубы?»
Ситуация «Если мама заболела»
Занятие «Настроение и здоровье»
Занятие «Следи за своим настроением»
Занятие «Наше настроение и эмоции»
Занятие «Мы против негативных эмоций»
Занятие «Природа и здоровье человека»
Занятие «Детские страхи и пути их преодоления»
Занятие «Взаимодействие и взаимосвязь в природе»
Интегрированное занятие «Научись быть здоровым»
Кукольный театр «Наше настроение»
Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
Общение «Давайте говорить друг другу комплименты»
Ситуация «Конфликты между детьми»
Ситуация «Как мы боремся с трудностями?»
Развлечение с участием родителей «Театр настроений»
Досуг «Здоровый мир»
КВН «Если хочешь быть здоров»
Игра-соревнование «Знаем и умеем»
Итоговое занятие-развлечение «Путешествие в страну «Счастливию»
Выпуск газеты «Нехворайка».
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Актуальность :
В наше время дети все чаще становятся жертвами технического прогресса. Сейчас трудно представить жизнь без компьютера, телевизора, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, особенно если касается детей. Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья. Мною была организована проектная деятельность на тему: «Здоровье бесценный дар», в котором детский сад, совместно с родителями, искали ответы на вопросы, как помочь сохранить и укрепить здоровье детей дошкольников. Поэтому моей идеей является сохранение и укрепление здоровья у детей дошкольного возраста педагогами совместно с родителями через проектную деятельность.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Здоровьесберегающий проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, сроком на 9 месяцев (один учебный год) .
Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители
Цель проекта:
Формировать культуру здорового образа жизни у дошкольников;
формировать элементарные знания, умения и навыки валеологического характера;
Формировать положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья;
Формировать и совершенствовать элементарные гигиенические и культурные навыки;
Формировать и укреплять психологическое здоровье;
Повышать психоэмоциональную устойчивость;
Формировать у родителей положительную мотивацию к воспитанию у детей здорового образа жизни;
Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым.
Задачи:
- дать детям представления о роли движения в жизни человека,
- развивать потребность в здоровом, активном образе жизни,
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми
- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ:
-создание условий для учебно-воспитательной среды (атрибуты, символы, термины, традиции культуры ЗОЖ, санитарно-гигиенические условия);
-создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;
-Учитывать индивидуальные психофизические и типологические особенности детей при организации занятий оздоровительно-педагогической направленности;
-Наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка;
Этапы проекта по здоровьесберегающим технологиям
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Здоровье бесценный дар».
- Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики выявить уровень знаний и представлений детей о ЗОЖ.
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности.
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду необходимым материалом.
- Разработать консультативного материала для родителей, по темам разделов проекта
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
учет возрастных особенностей детей
адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному
частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, НОД по физической культуре, дыхательные упражнения,ежедневные занятия по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
У детей должны сформироваться следующие представления:
- что такое здоровье и как его сберечь;
- что такое режим, гигиена ;
- о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
- о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
- что такое микробы и вирусы;
- какие бывают болезни, что их вызывает;
- повышение уровня физической подготовленности.
- снижение уровня заболеваемости.
- сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- желание и потребность заниматься физической культурой и спортом.
- благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:
- Здоровье физическое.
- Здоровье психическое.
- Здоровье социальное.
- Здоровье нравственное.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
-Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Учитывая выше сказанное, мною составлен подробный план: «Здоровье бесценный дар». (Приложение 1).
Проект содержит разнообразные формы организации физической активности детей (зарядка, дидактические, музыкально-дидактические, развивающие игры, направленные на обучение и воспитание здорового образа жизни; игровые упражнения, опыты, занятия по физкультуре, физкультурные минутки, пальчиковую гимнастику,гимнастику после сна,закаливания, массаж, дыхательную и корригирующую гимнастику,подвижные и спортивные игры, развлечения и физкультурные праздники,занимаются индивидуально развитием основных видов движений,комплексы упражнений для «Минуток здоровья», организация двигательного режима,упражнения на расслабление.
Взаимодействие с семьей включает консультации, памятки,папки- передвижки, помощь родителей в оснащении физкультурного уголка, выпуск газеты «Нехворайка», и само участие в проектной деятельности.
Работа с родителями:
изготовление печатных консультаций по темам:
1.«Народная мудрость гласит – разумно есть - долго- жить»;
2.«Мама, папа, я – спортивная семья»;
3.«ОРЗ (ОРВИ)»
4.«Чтобы зубки не болели»,
5.«Будьте осторожны,глисты»,
6.« «Будь здоров»;
7. Подборка стихов и песен о спорте, здоровье;
8. Плакат «Здоровый выходной в моей семье»
Пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из инновационных идей 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Это та палочка-выручалочка, которая помогает и детям,и воспитателю, чтоб учение было в радость.
Еще, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Давно известно, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется их представление о нем. И если мы, воспитатели гармонично и сбалансировано организуем работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
Лит - ра :
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе (познавательное развитие)»
Т. Г. Каренова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
В. А. Доскин, Л. Г. Голубева «Растем здоровыми»
Интернет ресурсы сайт Maam. ru.
«Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучшее, полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Без здоровья невозможно и счастье.
Белинский В. Г
Дыхательные упражнения, для здоровья, и настроения.
«Единственная красота, которую я знаю, – здоровье»
Г. Гейне
Витамины всем полезны, укрепляя организм.
«. Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Крэттен
Знай своё тело.
«Пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и уверенность в жизни».
Народная мудрость
Дыхательные упражнения, для хорошего настроения.