МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)

Ирина Домащенко
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)
▼ Скачать + Заказать документы

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Выступление на тему:

«Здоровьесберегающие технологии

в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)»

Подготовила:

Домащенко Ирина Михайловна

Новочеркасск – 2021 г.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)» размещена в разделах

Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов здоровьесберегающего обучения.

Здоровьесберегающее обучение должно удовлетворять принципам здоровьясбережения : одним из которых является: «Не навреди!». Все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников. Эффективных результатов здоровьесберегающего обучения можно добиться только в том случае, если педагог знает и учитывает структуру дефекта каждого учащегося и опирается на его сохранные возможности.

Известно, что основной формой физического воспитания в школе VIII вида является урок физической культуры. Но укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Важную роль играют и санитарно-гигиенические условия, правильный режим занятий и отдыха, организация питания, витаминизация детей, физкультурно-массовые мероприятия, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.

С первых дней воспитания и обучения младших школьников большое внимание уделяю направлению «здоровьесберегающего обучения». Ежедневно каждое утро в нашей школе-интернате начинается с утренней зарядки. Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима, создаёт бодрое настроение и подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В начальных классах упражнения для утренней гимнастики сопровождаются стихотворным. Например, упражнение «Вышли на зарядку».

- Эй, ребята, что вы спите? И. п. – стоя, руки на поясе.

- На зарядку становитесь, Встать на носки, руки в стороны.

- Справа – друг и слева – друг! И. п. – стоя, правую руку в сторону, левую

руку в сторону.

- Вместе все в весёлый круг! И. п. – стоя, широко расставив ноги, махи

руками над головой.

В достаточно тёплое и сухое время года утренняя зарядка проводится на улице.

Одним из основных правил построения занятий с детьми с ОВЗ с позиции здоровьесберегающих технологий является правильная организация. Включение в организационный момент упражнений по психогимнастике помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, создать атмосферу эмоционального настроя к предстоящей деятельности. Например, упражнение «Наши ушки, наши глазки…»

- Наши ушки будут слушать (массаж ушей, наши глазки будут внимательно смотреть (поморгать глазами, наши пальчики будут ловкими (массаж пальцев, наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове).

- Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас всё получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость.

В качестве приёма здоровьясбережения должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет снять трудности у слабых воспитанников и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном подходе каждый ребёнок получает только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе, к внеурочной деятельности. Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов деятельности и их переключения, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомления. Применение игровых технологий, использование коррекционно-развивающих приёмов помогает вызвать положительные эмоции, улучшает общую работоспособность.

Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей дети освобождаются от страхов, агрессии, нарушений поведения. Ни одно занятие в начальной школе не обходится без включения в него дидактических игр и упражнений. Я использую различные виды игр:

• игры с предметами - использование муляжей, игрушек, природного материала, поделок («Овощи-фрукты», «Волшебный мешочек» и др.);

• настольно-печатные игры («Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Лото» и т. п.);

• словесные (вербальные игры) («Узнай по описанию», «Найди ошибку», «Назови одним словом»).

Обязательным требованием охранительного режима при выполнении домашнего задания во время самоподготовки является проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов. Физкультминутки – это естественный элемент, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. В своей практике использую различные виды физкультминуток:

• упражнения для снятия общего и локального утомления;

• гимнастика для глаз (методика Шичко Е. А.);

• упражнения, корректирующие осанку;

• дыхательная гимнастика (методика Стрельниковой);

• расслабляющие упражнения (релаксация) (методика Чистяковой);

• упражнения для кистей и пальцев рук.

• кинезиологические упражнения;

• упражнения с массажным «колючим» мячом.

Особенно нравятся младшим школьникам физкультминутки в стихотворной форме, под музыку.

При изучении букв в уроки обучения грамоте включаю алфавитные физкультминутки:

- А – начало алфавита,

- Тем она и знаменита.

- А узнать её легко:

- Ноги ставит широко.

Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как у детей с нарушениями интеллекта наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее всего страдают мелкие мышцы рук: включаю упражнения для кисти и пальцев рук, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Например, пальчиковая игра «Шарик».

- Надуваем быстро шарик.

- Он становится большой.

- Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

- Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепоточке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Здоровьесберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье детей, но и приучить их к здоровой жизни, что немало важно в настоящее время. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе способствуют внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках («Путешествие в страну Здоровья», «Разговор о правильном питании», «Режим дня», «Глаза – главные помощники человека» и др., встречи с медсестрой, врачом школы. И обязательно активное вовлечение детей в спортивно - оздоровительные мероприятия («День здоровья», «Весёлые старты», «Первенство школы по ОФП», организация прогулок в парк, подвижных игр на свежем воздухе.

Использование методик здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат повысить не только эффективность учебного-воспитательного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Здоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группыЗдоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группы Тема: «Здоровьесберегающие технологии детей первой младшей группы»  «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.  От жизнерадостности,.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детейЗдоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детей Утренний прием Приём детей начинаю с использованием музыки успокаивающей и ласковой, элементов сказкотерапии. Использую потешки, стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 09:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Домащенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД