Ирина Домащенко
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Выступление на тему:
«Здоровьесберегающие технологии
в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)»
Подготовила:
Домащенко Ирина Михайловна
Новочеркасск – 2021 г.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов здоровьесберегающего обучения.
Здоровьесберегающее обучение должно удовлетворять принципам здоровьясбережения : одним из которых является: «Не навреди!». Все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников. Эффективных результатов здоровьесберегающего обучения можно добиться только в том случае, если педагог знает и учитывает структуру дефекта каждого учащегося и опирается на его сохранные возможности.
Известно, что основной формой физического воспитания в школе VIII вида является урок физической культуры. Но укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Важную роль играют и санитарно-гигиенические условия, правильный режим занятий и отдыха, организация питания, витаминизация детей, физкультурно-массовые мероприятия, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.
С первых дней воспитания и обучения младших школьников большое внимание уделяю направлению «здоровьесберегающего обучения». Ежедневно каждое утро в нашей школе-интернате начинается с утренней зарядки. Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима, создаёт бодрое настроение и подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В начальных классах упражнения для утренней гимнастики сопровождаются стихотворным. Например, упражнение «Вышли на зарядку».
- Эй, ребята, что вы спите? И. п. – стоя, руки на поясе.
- На зарядку становитесь, Встать на носки, руки в стороны.
- Справа – друг и слева – друг! И. п. – стоя, правую руку в сторону, левую
руку в сторону.
- Вместе все в весёлый круг! И. п. – стоя, широко расставив ноги, махи
руками над головой.
В достаточно тёплое и сухое время года утренняя зарядка проводится на улице.
Одним из основных правил построения занятий с детьми с ОВЗ с позиции здоровьесберегающих технологий является правильная организация. Включение в организационный момент упражнений по психогимнастике помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, создать атмосферу эмоционального настроя к предстоящей деятельности. Например, упражнение «Наши ушки, наши глазки…»
- Наши ушки будут слушать (массаж ушей, наши глазки будут внимательно смотреть (поморгать глазами, наши пальчики будут ловкими (массаж пальцев, наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове).
- Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас всё получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость.
В качестве приёма здоровьясбережения должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет снять трудности у слабых воспитанников и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном подходе каждый ребёнок получает только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе, к внеурочной деятельности. Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов деятельности и их переключения, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомления. Применение игровых технологий, использование коррекционно-развивающих приёмов помогает вызвать положительные эмоции, улучшает общую работоспособность.
Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей дети освобождаются от страхов, агрессии, нарушений поведения. Ни одно занятие в начальной школе не обходится без включения в него дидактических игр и упражнений. Я использую различные виды игр:
• игры с предметами - использование муляжей, игрушек, природного материала, поделок («Овощи-фрукты», «Волшебный мешочек» и др.);
• настольно-печатные игры («Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Лото» и т. п.);
• словесные (вербальные игры) («Узнай по описанию», «Найди ошибку», «Назови одним словом»).
Обязательным требованием охранительного режима при выполнении домашнего задания во время самоподготовки является проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов. Физкультминутки – это естественный элемент, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. В своей практике использую различные виды физкультминуток:
• упражнения для снятия общего и локального утомления;
• гимнастика для глаз (методика Шичко Е. А.);
• упражнения, корректирующие осанку;
• дыхательная гимнастика (методика Стрельниковой);
• расслабляющие упражнения (релаксация) (методика Чистяковой);
• упражнения для кистей и пальцев рук.
• кинезиологические упражнения;
• упражнения с массажным «колючим» мячом.
Особенно нравятся младшим школьникам физкультминутки в стихотворной форме, под музыку.
При изучении букв в уроки обучения грамоте включаю алфавитные физкультминутки:
- А – начало алфавита,
- Тем она и знаменита.
- А узнать её легко:
- Ноги ставит широко.
Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как у детей с нарушениями интеллекта наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее всего страдают мелкие мышцы рук: включаю упражнения для кисти и пальцев рук, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Например, пальчиковая игра «Шарик».
- Надуваем быстро шарик.
- Он становится большой.
- Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
- Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепоточке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Здоровьесберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье детей, но и приучить их к здоровой жизни, что немало важно в настоящее время. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе способствуют внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках («Путешествие в страну Здоровья», «Разговор о правильном питании», «Режим дня», «Глаза – главные помощники человека» и др., встречи с медсестрой, врачом школы. И обязательно активное вовлечение детей в спортивно - оздоровительные мероприятия («День здоровья», «Весёлые старты», «Первенство школы по ОФП», организация прогулок в парк, подвижных игр на свежем воздухе.
Использование методик здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат повысить не только эффективность учебного-воспитательного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.