Оксана Ивашкина
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
«Цветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ»
1 слайд
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий :
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
- валеологические песенки-распевки,
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- оздоровительные и фонопедические упражнения,
- игровой массаж,
- пальчиковые игры,
- речевые игры,
- музыкотерапия,
- ритмопластика,
- логоритмика,
- арт-терапия,
- сказкотерапия,
- игротерапия.
Но сегодня я хочу подробнее вас познакомить с таким направлением как цветомузыкальная терапия.
2 слайд
В настоящее время с увеличением различных гаджетов и большой загруженностью родителей делами мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы.
О влиянии искусства на жизнь и здоровье человека было известно давно. Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия является музыка. Цветовые воздействия на человека также хорошо известны. Объединив цвет и музыку, получили новое направление в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – цветомузыкальную терапию.
3 слайд
Цели и задачи
4 слайд
Цветомузыкальная терапия как средство психологического оздоровления детей начала использоваться в 70-х годах XIX века в Голландии и в 80-х – в Великобритании в первых сенсорных комнатах.
Опыт их использования есть и в России, где в 2004 году прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат.
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: в школах, детских садах, интернатах, медицинских учреждениях.
5 слайд
Профессор В. В. Бутуханов (Иркутск) разработал компьютерную программу, позволяющую увидеть цветовую гамму ритмов мозга на экране компьютера и услышать музыку мозга.
Эта музыка строго индивидуальна, подобно отпечаткам пальцев.
Оказывается, если записать на кассету в звуковой файл компьютера такую музыку в хорошем настроении, то затем при помощи этой музыки можно регулировать свое состояние, например, при хроническом стрессе, неврозе, воздействии шоковых факторов.
6 слайд
Спектр радуги совпадает с ритмами биотоков мозга и 7 музыкальными нотами.
Красный цвет совпадает с самой низкой частотой (1,75-3,5 Гц) - дельта-ритмом энцефалограммы и нотой до.
Оранжевый цвет - с тэтаритмом (3,5-8 Гц) и нотой ре.
Желтый цвет соответствует ритму альфа-1 (8-10 Гц) и ноте ми.
Зеленый - ритму альфа-2 (10-12 Гц) и ноте фа.
Голубой - ритму бета-1 (12-25 Гц) и ноте соль.
Синий - ритму бета-2 (25-35 Гц) и ноте ля.
Фиолетовый - гамма-ритму (35-50 Гц) и ноте си.
7слайд
Цвет-это жизнь, он придает нам силы, освежает, лечит, вдохновляет, восхищает, но в тоже время он может дать толчок к угнетенному, подавленному состоянию, негативно повлиять на эмоциональное и психофизическое состояние. Уже доказано, что даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, может возникнуть как ощущение тревожности и подавленности, так и ощущение подъема и радости.
8 – 14 слайды
Не надо думать, что дети не могут осознанно использовать цвета, чтобы выразить свое отношение к изображаемому образу. Дети очень точно, с помощью цвета, передают события, характер героев: сочные теплые краски – волшебные тучи, черная краска – злое волшебство, негативные действия. Самое главное, это дать ребенку возможность спокойно, методично накапливать изобразительный опыт.
Очень важно поддерживать начинания и стремление ребенка рисовать воображаемым им мир, свои мысли в соответствии со своим «внутренним миром», а затем рассказать, что же он хотел передать в этом рисунке и почему он это видит именно так и в таком цвете. Такая возможность творить поможет в дальнейшем росте духовности, эмоциональной стабильности и желании учиться дальше. Именно этих целей и должен придерживаться педагог в работе с дошкольниками.
15 - 17 слайд
Раскрытие и исследование всех нюансов по данной теме не может быть полным без еще одного направления по эмоциональному развитию ребенка: влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. «Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство»
Музыкотерапия - это особая форма роботы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Мы живем в мире красок и их оттенков, мы живем в мере звуков, научиться управлять и направлять в нужное русло все это богатство – необходимое условие для стабильного физического, психического и эмоционального состояния человека.
18 слайд
Возможность цветового самовыражения в процессе слушания классической музыки позволяет детям войти в контакт с глубокими состояниями, пережить сильные эмоции. Для обозначения подобных состояний был введён термин «цветозвуковая рефлексия» - особое сосредоточение, возникающее у детей в процессе рисования музыки, внешне фиксируемая поведенческая реакция на единство и взаимовлияние музыки и цвета.
Музыкальное произведение тихо и ненавязчиво должно звучать на протяжении всего времени рисования. Ее звучание помогает ребенку полнее выразить на листе бумаги свои ассоциации, волнения, грезы. Музыка в этом случае выступает в роли эмоциональной «подпитки». Не надо бояться, что звучание музыки будет мешать детям. Дети воплощают в своих рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности тембра, ритма, выражают еще и свои переживания, свое внутреннее «Я».
19 – 20 слайд.
Мои занятия
21 слайд
Спасибо за внимание!