Евгения Пащенко
Зависть — это навсегда?
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все хотим быть лучше, умнее, красивее, сильнее, успешнее. Двигаться вперед, развиваться - это присуще любому человеку. При этом критерием нашей успешности зачастую является сравнительная оценка по отношению к окружающим. Глядя на то, как кто-то другой рядом с нами достигает новых вершин, мы можем по разному к этому относиться. Можно стараться повторить успех наших кумиров, превзойти их, работая над собой и совершенствуясь. А можно, видя чужие успехи, отрицать их, занижая значимость этих достижений. Более того, обижаться на людей, которые вас «обходят», выискивая в них недостатки и всячески очерняя. Итак, корень зависти кроется в адекватности самооценки. В отношении к окружающему миру. А учиться правильной самооценке, умению соизмерять себя и свои возможности с окружающей действительностью необходимо с раннего детства.
Публикация «Зависть — это навсегда?» размещена в разделах
Я не случайно решила написать работу именно на тему зависти. Ведь с проявлениями зависти в детях, мне, воспитателю детского сада, приходится сталкиваться часто. Так что же делать, чтобы не допустить приступов зависти? Чтобы погасить их в самом зародыше, не дать им войти в привычку? Надеюсь, что мои выводы, основанные на практической работе с детьми, помогут и педагогам, и родителям, и всем тем, кто сталкивается с воспитанием подрастающего поколения.
«А что я, хуже него»?
Как-то у нас в детском саду проходил конкурс на лучшую поделку. В ходе занятия дети должны были сделать из подручного материала — пластилина, желудей, шишек, пуговиц и прочего — игрушку. Мы не ограничивали фантазию детей, предоставив им полную свободу действий. Единственное, перед ними для примера стояло несколько плакатов с изображением готовых поделок.
Ребята очень старались. Работа каждого ребенка была по-своему хороша. Но первое место жюри единогласно отдало Арсению. Он изготовил «Семейство домовых». Фигурки были изготовлены тщательно и аккуратно. А главное, ребенок проявил фантазию и сделал нечто оригинальное. Конечно же мы похвалили Арсения, наградили его вкусным подарком — пирожными. А его работу выставили в холле детского сада для всеобщего обозрения.
Каково же было удивление всех нас, когда на следующий день мы нашли эту работу сломанной. Фигурки «домовят» были скинуты на пол, разбиты и растоптаны! Я стала опрашивать ребят кто это сделал, и вскоре мне удалось выяснить, что во всем виноват Тимофей. Оказывается, это он, улучив момент, прокрался в помещение холла, и разделался с «домовятами». На вопрос «Зачем ты это сделал?» я услышала: «А что я, хуже него? У меня ведь тоже олененок красивый! А никто моего олененка не заметил!». И тут я поняла, что в ребенке говорит зависть.
Стала беседовать с Тимошей. Сказала ему, что он неправ, его игрушку тоже заметили и ему об этом сказали, даже наградили за это наклейкой. А это действительно так: несколько работ детей отметили призами, в том числе и работу Тимофея. А то, что у Арсения поделка получилась лучше, так ведь в этом ничего страшного нет. Потому что все дети разные. У одного получается лучше рисовать. У другого — прыгать и бегать. У кого-то — быстрее читать. «Вот ты же читаешь быстрее, чем Арсений! - напомнила я ему. - Но Арсений за это на тебя не обижается. А ты его «домовят» сломал. Он так старался, а ты взял и сломал. Ты видел, как он плакал сегодня?». Тимофей растерянно заморгал глазами, стал ёрзать на стуле. Видно, что ему стало стыдно за свой поступок. Конечно, я попросила Тимофея извиниться перед Арсением. И еще, мы все втроем договорились, что Арсений обязательно научит Тимофея делать таких же красивых «домовят». А Тимофей, заметно приободрившись, пообещал, что будет вместе с Сеней читать! Кажется, мне удалось «погасить» в Тимофее зависть и даже наладить между ним и Арсением контакт.
В тот же день я связалась с мамой Тимофея и рассказала ей обо всем. А его мама в свою очередь, рассказала мне, что оказывается в тот день, когда проходил конкурс, ребенок закатил настоящую истерику дома. Он заявил, что никогда больше не пойдет в садик потому что его там не ценят. Родители с трудом успокоили Тимофея и убедили его все же пойти в садик. Меня такое поведение Тимофея встревожило, и мы решили совместно с мамой ребенка выработать единую линию поведения.
Я стала присматриваться в садике к Тимофею более пристально и заметила, что у ребенка явный комплекс неполноценности. Ему почти всегда казалось, что все, что он делает — плохо. Что у других выходит лучше. Что его старание и труд не замечают. Он всегда старался в ходе занятий, на прогулке, даже во время приема пищи любым способом привлечь к себе внимание. Даже если для этого ему нужно было сделать что-то не совсем хорошее. Понятно, что ребенку недостает внимания и любви. Я попросила его родителей как можно больше внимания уделять своему чаду, почаще его хвалить, конечно, заслуженно. Ведь справедливоотмеченные достижения придадут ему уверенности в своих силах. И он будет меньше обращать внимания на других.
Еще один рычаг с помощью которого можно исправить ситуацию — это мотивировать ребенка. Я всячески доказывала Тимоше, что если ему нравится как его товарищ красиво читает стихи или рисует, то и он сможет делать это не хуже. Только для этого надо приложить усилия, потрудиться над собой. Ничего не дается просто так. Чтобы добиться успеха надо немало постараться.
Вот так, постепенно совместно с родителями ребенка мы стали исправлять ситуацию.
Для чего я так подробно расписываю этот случай с одним из моих воспитанников? Чтобы показать, что в любом проступке ребенка надо докапываться до первопричины. Необходимо понять, что же стоит за тем или иным проявлением агрессии или зависти. Потому что зависть не появляется на пустом месте. Она лишь следствие каких-то более глубинных процессов, происходящих в душе ребенка.
Тревожные симптомы
Так какие признаки поведения ребенка указывают на то, что с вашим чадом что-то не так? И надо срочно действовать?
1. Физическое устранение объекта своей зависти. Ребенок старается забрать, сломать, испортить чью-то красивую куклу, чей-то рисунок. Так поступил Тимофей, сломав сделанную его товарищем игрушку.
2. Игнорирование предмета зависти или человека, которому он завидует. Ребенок перестает общаться с тем, кому завидует. Не замечает успехов товарища.
3. Повышенная требовательность и даже попытка давления на родителей. Например, ребенок устраивает показательную истерику в магазине, требуя купить ему такую же юбку, как у Даши. Картина, наверное, многим знакомая!
4. Попытка всячески очернить человека, которому он завидует в глазах окружающих. Или принизить значение его успехов и достижений.
5. Хвастовство. Ребенок постоянно доказывает всем, что его игрушки, одежда самые лучшие. Что он все делает лучше всех. Это отрыв от реальности, попытка путем завышенной самооценки перебороть в себе зависть к другим.
Не пускать на самотек
Многие родители, да и воспитатели не особенно обращают внимание на подобные отклонения в поведении детей. Списывая это на возраст. Или, что еще хуже, считая, что такого рода поведение допустимо: ребенок же! Так вот, исходя из своего опыта, могу сказать, что пускать на самотек проявления неадекватного поведения нельзя. Не зря говорят «Посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. Ладно, если речь идет о привычке ребенка грызть ногти, хотя и это недопустимо. А вот если он привык самоутверждаться путем очернительства окружающих, то это может с годами привести к печальным последствиям. Такого рода проявления зависти надо пресекать на корню.
Готовых ответов не бывает!
Если вы ждете, что найдете у меня или у кого-то готовые рецепты что делать в такой ситуации, то вы ошибаетесь. Готовых решений на все случаи жизни нет и быть не может. Каждая конкретная ситуация, каждый конкретный ребенок требует особого подхода. Конечно, есть некие общепринятые принципы воспитания. Но даже они дают эффект только при комплексном подходе к решению проблемы. Поэтому все приведенные ниже рекомендации сработают лишь при условии комплексного применения.
1.Довольстоваться тем, что есть. Учите ребенка ценить то, что у него есть. Он должен понимать, что невозможно обладать всем, невозможно и ненужно гнаться за все новыми и новыми вещами, благами, удовольствиями. Потому что их всегда будет мало и всегда будет не хватать. Он должен понимать, что многие дети вообще лишены даже того, что есть у него.
2. Больше любви и внимания. Ребенка нужно любить, ему нужно оказывать внимание, с ним нужно общаться. Многие комплексы в детях развиваются именно от недостатка любви родных и близких, от недостатка элементарного общения. Ребенку не с кем поделиться своими чувствами, проблемами и накопившимися негативными эмоциями. Будьте вовлеченными в жизнь малыша.
3. Загружайте ребенка. Он должен быть максимально занят. Игры должны сменяться какими-то элементарными обязанностями по дому: помочь маме помыть посуду, бабушке — сложить нитки и так далее.
4. Мотивируйте. Ребенок должен стараться добиться успехов своими силами. Успешность друга должна стать для него сигналом к действиям по самосовершенствованию.
5. Самоуважение. Нельзя быть самым-самым во всем. Нацеливайте ребенка на то, что он успешен в определенных областях, и это нормально.
6. Творчество должно присутствовать в ваших отношениях. Необходимо учить ребенка создавать что-то самому, учить его творить. Человек, который делает вещи своими руками, как правило, в меньшей степени подвержен зависти.
7. Не покупайте ребенка! Не стоит просить ребенка сделать что-то за вознаграждение: деньги, игрушки, одежду и так далее. Такого рода отношения приучают ребенка к цинизму. Не задаривайте ребенка подарками. Это тоже не приведет ни к чему хорошему. Это попытка заработать «дешевый авторитет». Дети очень хорошо такое чувствуют.
Практически, этот список можно продолжать очень долго. Но все же стоит помнить, что вы подаете пример детям своим поведением. Дети копируют своих родителей. Как аукнется, так и откликнется. И еще раз повторюсь, вы должны любить детей! Пожалуй, это самое главное условие хорошего воспитания. И противоядие против всех вредных привычек, в том числе и зависти.