Василя Жубатова
Кинезиологические упражнения или Нейрогимнастика в работе учителя-логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время детей с ТНР – Тяжелое Нарушение Речи становится все больше. Для детей характерны: недостаточная речевая активность, незрелость психических процессов, болезни мамы перенесенные во время беременности или ребенок перенесенный болезнь в раннем возрасте, недостаточная артикуляционная моторика, вследствие накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов.
Также у детей с ТНР имеется ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата не может управлять языком, которые проявляются: в нарушении точности, переключаемости движений. в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, в снижение двигательной памяти и самоконтроля.
Часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц.
Большое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения, то есть нейрогимнастика, на развитие ребёнка, они должны применяться логопедом на занятиях. Упражнения предусмотрены для коррекции недостатков речевого развития у детей с тяжелым нарушение речи.
Применяются упражнения, которые предусмотрены для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.
Упражнения, которые используются логопедами в практике: Артикуляционное упражнение для развития артикуляционного аппарата «Качели» - рот широко открыт и кончиком языка достаем верхнюю губу затем нижнюю упражнение делаем параллельно с кинезиологической гимнастикой «Фонарики» - ребенок показывает ладони, левую закрыла правую ладонь раскрыла. То есть работает артикуляционный аппарат параллельно с руками.
Дыхательное упражнение «Надуваем шар» - делаем вдох носом, долгий выдох ртом (губы вытягиваем трубочкой, делаем параллельно с кинезиологической гимнастикой «Утюг и Молоток» - параллельно утюгом гладим левое колено, а молотком стучим правое колено. И затем меняем на левое колено стучим молотком, а правое колено гладим утюгом.
Упражнения должны усложняться, во время рассказывания стихотворения параллельно двумя руками рисуем.
Центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, которая отвечает за внутреннюю речь и самоконтроль. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более верно выразить свои мысли.
Упражнения с кинезиологическими упражнениями положительно влияет не только на развитие речи и умственных способностей, но также и физического здоровья, активизирует различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчает процесс чтения и письма.
1. Кольцо. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец и обратно, работая параллельно двумя руками.
2. Рисование зеркальным способом. Двумя руками вместе начинаем рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
3. Ухо-нос. Левой рукой достаньте кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите руки, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук наоборот.
4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, зажмите пальцы в замок, поверните руки к себе. Поднимите палец, на который указывает ведущий.
Желательно начинать работать индивидуально, так как, каждый ребенок делает упражнения в своем темпе и для каждого нужен отдельный подход, затем можно начать работать с подгруппой детей.