Галадюк Валерия
Занятия в старшей группе «Знакомство со свойствами бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия.
Эксперементальная деятельность в старшей группе
Тема: «Знакомство с бумагой и ее свойствами»
Цель:
Расширение и закрепление представлений по теме: «Знакомство с бумагой». Развивать активный и пассивный словарь по теме.
Программное содержание:
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Квадратные листочки бумаги разных видов. Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой.
Ход занятия:
• Дети входят в группу :
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага.
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
-А вы знаете, откуда взялась бумага?
Послушайте, пожалуйста, сказку «Зеленая бумага» Е. Усатовой
Жил-был на свете мальчик – Вова Переделкин. Однажды в солнечный летний день Вове нечего было делать, и он сидел на скамейке в парке, покачивал ногами и глядя по сторонам. Ярко светило солнце, и мальчик достал лупу и стал выжигать на дереве надпись «Здесь был Вова». Дуб, на котором Вова решил увековечить свое имя, был высоким и могучим. Когда мальчик старательно выводил слово «был», мимо проходил волшебник. Он выглядел как обычный человек, только на голове у него была шляпа с пером, а в руках – необычная, с металлически отливом, трость. Волшебник посмотрел на Вову, покачал головой, глубоко и грустно вздохнул и взмахнул тростью. Та описала в воздухе дугу, разбрасывая вокруг себя маленькие звездочки, на секунду застыла, осветилась волшебным светом. И… пропала вместе с волшебником. Вова вывел последнюю букву «а» и отошёл, чтобы полюбоваться своей работой. И вдруг! Дерево прямо на глазах стало оживать. Сначала закачалась крона и листики начали перешептываться между собой. Потом у них появились маленькие глаза, которые изумленно смотрели на Вову. Вова смотрел на них и не верил сам себе. Он хлопал глазами, огляделся вокруг – никого не было, все как будто застыло. Потом у дерева появился рот, выросли руки – дуб на глазах стал превращался в человека! Вова опешил и медленно-медленно опустился на скамейку, стоявшую неподалеку, почти механически он достал жевательную резинку, положил её в рот, скомкал обертку и бросил её на землю, пожевал и выплюнул жвачку. За это время дуб полностью превратился в человека. Человек был в зеленом костюме, и на груди была надпись «Здесь был Вова». Человек посмотрел себе на грудь и грустно сказал: «Вот видишь, ты испортил мне одежду. Что я теперь буду делать? За что ты меня так обидел?» Вове стало стыдно, и он дал себе слово, что никогда больше не будет портить деревья. Мальчик подошел к человеку и сказал: «Прости меня, я больше так никогда не буду». Человек обрадовался: «Я верю тебе. Давай познакомимся – меня зовут Зеленый. Я заметил, что ты бросил бумажку из-под жвачки прямо на землю, мимо урны, а ты знаешь, что любая бумага делается их таких же деревьев, как я?» «Нет, - ответил Вова. – Расскажи мне об этом, пожалуйста…» Зеленый хлопнул два раза в ладоши, три раза топнул и они переместились в дремучий лес, где стояло много могучих елей, сосен и задумчивых берез. «Вот смотри: это лес. Здесь растут деревья, они растут много лет, прежде чем стать такими большими с раскидистой кроной и могучим стволом. Из них делают бревна, это теже деревья, только без короны. Смотри, что будет дальше…» Зеленый хлопнул в ладоши, топнул ногой, и они очутились на фабрике, где делают бумагу. Фабрика работала: крутились огромные цилиндры, в воздухе стоял запах древесины, было очень шумно. Зеленому пришлось говорить Вове прямо в ухо, чтобы тот услышал: «Смотри, бревна поступают сюда, на фабрику, здесь их перерабатывают в стружку, потом подвергают химической обработке, а затем делают огромные рулоны бумаги. Бумага нужна везде. Из неё получаются и обертки для жевательной резинок, и стаканчики для мороженого, и альбомы, в которых ты рисуешь, и тетрадка, в которых ты пишешь, и книги, которые ты читаешь».
Зеленый хлопнул, топнул, и шум сразу умолк – они очутились в старом парке, около той самой скамейки, где Вова бросал бумажки. Мальчик увидел её, быстро подбежал, поднял и бросил в урну. «Вот! – радостно сказал Зеленый. – Теперь я знаю, что ты понял, что нельзя сорить. Использованную бумагу надо бросить в урну или складывать и сдавать в макулатуру, из которой делают новые книги и тетради. А теперь прощай, мне пора возвращаться». «А что делать с этим?» - Вова показал на надпись «Здесь был Вова». «Добрый волшебник залечит эту рану, - сказал Зеленый. – Но знай, что делать так нельзя, потому что мне очень больно. Прощай». «До свидания», - ответил Вова и побежал домой. Во дворе он собрал все бумажки, которые были на газонах и улице, и выбросил их в урну. Стало не только чисто на улице, но и радостно на душе, от того что будет срублено меньше деревьев, и в лесу станет веселее из-за весеннего шума деревьев, и много-много птиц совьют себе гнезда, и буду радовать своим пением. Дома Вова нарисовал весь путь листа бумаги от дерева до книг
Расскажите, что, по-вашему, хорошего и что плохого сделал Вова Переделкин. Можно ли вырезать надписи на деревьях, разбрасывать бумажки на улицах. Вова это понял, а вы? Давайте составим цепочку «Откуда пришла бумага». (дети составляют логическую цепочку)
Физминутка : «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
А сейчас подумайте и назовите предметы, которые могут быть сделаны из бумаги? (дети перечисляют).
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
(Дети приносят предметы)
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? ( ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные
Сейчас мы с вами и проверим, проведем исследования
Опыт №1
Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку. Салфетка намокла. Вывод : бумага намокает.
Опыт №2
Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ). Вывод: бумага хорошо рвётся.
Опыт №3
Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Вывод: бумага хорошо мнётся.
Опыт №4
Возьмите лист бумаги, попробуйте разрезать бумагу ножницами. Вывод: бумага режется
Опыт №5
Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ). Что услышали? Бумага шуршит. Вывод: бумага может издавать звуки.
Опыт №6
Возьмем бумажные самолетики и узнаем, может ли бумага летать. Вывод: бумага летает.
Итог: Что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей).
Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.
Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.