Баринова Светлана
Занятия с Блоками Дьенеша для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Игра «Ступени успеха»
Цель:
Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
Знакомство с блоками Дьенеша
Учить обозначать словами положение предмета (слева, справа, впереди, сзади) по отношению к себе
Материалы к занятию : набор БД (блоки Дьенеша, далее БД) смешарик - Крош.
Ход занятия:
1. Устный счет (пальчиковая гимнастика).
Публикация «Занятия с Блоками Дьенеша для детей 4–5 лет» размещена в разделах
(Педагог собирает детей в круг около доски и показывает движения по тексту стиха)
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал. Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!
- Сколько всего пальчиков на одной руке? (5)
- Сколько у нас рук? (2)
- Поднимите правую (левую) руку. (Прочитать детям стих, показывая левую и правую руку).
«Право-лево»
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ -мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.
- Покажите 2 пальчика на правой руке.
- Покажите 3 пальчика на левой руке.
- Покажите 4 пальчика на правой руке.
2. Работа над геометрическим материалом ( БД: игра «Ступени успеха» №1).
- Пока мы с вами играли с пальчиками, к нам пришел гость. (Показать Кроша)
- Кто это, вы узнали? (Смешарик Крош)
- Ребята, Крош сегодня займется строительством собственного дома. Для этого он приготовил строительный материал. (Показать коробку с блоками Дьенеша) Может мы сможем ему помочь?
( Работа с БД: собрать детей вокруг стола с набором блоков)
- Посмотрите, сколько здесь всего. Чем отличаются друг от друга предметы в коробке?
(Для зрительного сравнения педагог может показывать детям по две фигуры, отличающихся цветом, величиной, формой, толщиной)
Выполнение тренировочных заданий:
- Возьмите каждый по одной красной фигуре (желтой, синей).
- Достаньте из коробки только тонкие (толстые) фигуры.
- Возьмите по одной маленькой фигуре.
- Ребята, Крош хочет построить дом, используя только квадраты и круги. Возьмите по одной такой фигуре.
(Затем дети под руководством педагога конструируют из множества кругов и квадратов необычный дом для Кроша)
- Вот мы и сконструировали домик Кроша. Как же он рад, даже прыгает без остановки.
3. Подведение итогов.
Занятие 2
Игра «Художники»
Цель:
Закрепить знания детей о временах года
Развивать воображение
Анализ форм предметов
Материалы к занятию : картинки по теме «времена года», БД, папка «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша – стр. 11-15).
Ход занятия
1. Беседа о временах года.
- Отгадайте загадки:
Снег на полях, Тает снежок. Солнце печет,
Лед на водах, Ожил лужок. Липа цветет,
Вьюга гуляет. День прибывает. Рожь поспевает,
Когда это бывает? Когда это бывает? Когда это бывает?
(зима) (весна) (лето)
- Про какое время года мы не отгадывали загадку?
(Педагог выставляет на доске картинки с изображениями времен года)
- Ребята, подберите к каждой картинке человечка в одежде ( Предлагается 4 картинки с ребенком в разной одежде: летней, осенней, зимней и весенней)
2. Физкультминутка «Художник»
Воспитатель: Малыши, мы с вами стали настоящими художниками! А давайте покажем, что еще мы умеем рисовать.
Художник картину всю ночь рисовал,
(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)
Работал на совесть, покоя не знал.
(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)
И вот за окошком высокие ели,
(Поднимают руки вверх)
Пушистые ели,
(Руки в стороны)
А потом мы увидели небосвод,
(Поднимают руки вверх)
Где звезда веселый танец свой ведет,
(Кружатся)
Снежинки летели прямо на нас -
(Делают «фонарики»)
Мы отдохнули и будем рисовать сейчас.
(Выставляют поочередно руки вперед)
3. БД игра «Художники».
- В любое время года природа прекрасна. Поэтому художники часто рисуют картины природы – пейзажи. Сейчас и мы «напишем картину» по эскизу.
( У педагога на столе: БД, «эскиз картины» (лист большого цветного картона – «Давайте вместе поиграем» (игры с логич. блоками Дьенеша, стр. 12 «Космос») и дополнительные детали из картона для составления композиции картины (стр. 14)
• Дети, рассмотрев эскиз картины, «пишут» свою картину, используя детали будущей картины и необходимые блоки.
• Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) – выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок.
• В конце работы дети придумывают название картине, рассказывают, что изображено на картине (при наличии дополнительного времени).
4. Подведение итогов.
Занятие 3
Игра «Угощение для медвежат»
Цель:
Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7, умение соотносить цифры 1-7 с количеством
Закреплять знания о геометрических фигурах
развитие умения сравнивать предметы по одному или нескольким свойствам
Материалы к занятию : модель числового отрезка; гном Скрут, 7 золотых монет, папка БД «Давайте вместе поиграем» (стр. 10 «9медвежат», 1-9 «логические фигуры» 1 лист, 24-25 «карточки символы свойств» 1 лист).
Ход занятия
1. Устный счет.
- В горных пещерах и в глубине земли живет племя маленьких человечков, которых называют гномами. Гномы ростом не выше ребенка. У них длинные волосы и длинные бороды, они ходят в мохнатых колпачках, красных костюмах и серебряных башмаках. Одного из таких гномов зовут Скрут. Он обожает пересчитывать свои золотые монетки, которые прячет в сундучке. (Выставить героя на доске)
(Дети выходят к доске и вместе с педагогом пересчитают нарисованные на доске золотые монеты (их 7, меняя точку начала отсчета (слева направо, справа налево, в хаотичном порядке). Убеждаются, что количество монет не меняется)
- Сколько монет у вас получилось?
- Как вы думаете, почему всегда получается одинаковое число? (Ни одной монеты не прибавили и не убавили).
- А что получится при обратном счете? (Посчитать от 7 до 1 и убедиться, что приходим к той же монете, от которой начинали считать).
2. Физкультминутка «Скрут».
«Кто живет под потолком?» Руки в стороны
- Гном. Руки – «колпачок» над головой
«У него есть борода?» Руки в стороны
- Да. Кисти рук у подбородка
«И манишка, и жилет?» Руки в стороны
- Нет. Руки к груди
«Как встает он по утрам?» Руки вытянуть вверх
- Сам. Руки «в боки»
«Кто с ним утром кофе пьет?» Руки в стороны
- Кот. Пальчики – «усики»
«И давно он там живет?» Руки в стороны
- Год. Указ палец прав. руки вверх
«Кто с ним бегает вдоль крыш?» Руки в стороны
- Мышь. Ладошки – «ушки»
«Ну, а как его зовут?» Руки в стороны
- Скрут. Переплести пальцы обеих рук.
«Он капризничает, да?» Руки в стороны
- Ни-ког-да.
3. БД игра «Угощение для медвежат».
Материал: 9 изображений медвежат (стр. 10 папки «Давайте вместе поиграем», логические фигуры Дьенеша (стр. 1 той же папки, карточки со знаками символами свойств.
- Однажды к доброму Скруту в гости пришли медвежата. «Чем же мне их угостить?» - засуетился гном. А маленькие медвежата – сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Скрут просит нас помочь раздать медвежатам печенья. Давайте угостим их. (Каждому ребенку дать по 1 медвежонку)
Угощают девочки: печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое печенье, в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
А сейчас угощают мальчики: печенье в лапах медвежат отличается только цветом.
(Для более подготовленной группы детей в дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам – цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д.)
4. Подведение итогов.