Екатерина Дюк
Занятия по программе «От рождения до школы» вторая младшая группа. Художественно-эстетическая деятельность
▼ Скачать +Заказ
"От рождения до школы" вторая младшая группа
по изобразительной деятельности
Рисование
Тема: «Знакомство с карандашом и бумагой»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Учить детей рисовать карандашами.
• Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах.
Публикация «Занятия по программе „От рождения до школы“ вторая младшая группа, Художественно-эстетическая деятельность» размещена в разделах
• Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям.
• Учить видеть сходство штрихов с предметами.
• Развивать желание рисовать.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• фланелеграф;
• фигурка Карандашика для фланелеграфа;
• рисунки цветов, игрушек, выполненные карандашами;
• наборы карандашей в коробках;
• образцы белой и цветной бумаги;
• цветы, игрушки.
Ход занятия
I. Объяснение нового материала.
Воспитатель. (Дети стоят полукругом): Сегодня к нам в группу пришел гость. Кто это (Воспитатель прикрепляет на мольберт фигурку Карандашика.) Да, это веселый Карандашик. Давайте с ним познакомимся.
Карандашик:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Зовут меня Карандашом.
Я вам, наверное, знаком.
(На столе разложены коробки с карандашами)
Посмотрите на вот эти красивые разноцветные коробочки. Если вы их откроете, то увидите в них моих братьев — цветные карандаши. Мы такие разные, но все-таки похожи друг па друга. Все вместе мы научим вас рисовать, ведь в мире так много удивительно красивого.
Воспитатель. Карандашик, а разве для рисования нужно иметь только карандаши?
Карандашик. Ой, конечно, нет. Без нашей сестренки — бумаги, мы не сможем нарисовать ничего. Бумага бывает разной: белой и цветной, большого размера и маленького.
(Воспитатель показывает образцы бумаги).
А вот когда мы, братья-карандаши, вместе с сестренкой-бумагой беремся за дело, то получаются замечательные рисунки.
Воспитатель. Давайте, ребята, посмотрим, что же можно нарисовать карандашами.
Д/И «Найди картинку»
(Воспитатель показывает рисунки цветов, игрушек, во время показа предлагая детям найти нарисованную игрушку или цветок среди выставленных предметов.)
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте)
II. Практическая часть.
Воспитатель. Вам понравились рисунки? Но, чтобы так красиво рисовать, необходимо уметь правильно держать карандаш. Не правда ли, Карандашик?
Карандашик. Да, это очень важно. Когда нас держат неправильно, нам очень трудно рисовать.
Воспитатель. Вспомним, как нужно держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая указательным сверху) сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
(Воспитатель просит детей сесть за свои столы и демонстрирует детям приемы держания карандаша и рисования им.)
Пальчиковая гимнастика
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Чтоб играть и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.
Раз, два, три, четыре, пять! Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого.
Воспитатель. Возьмите, ребята, карандаши и попробуем держать их по всем правилам, так, чтобы было удобно и вам, и карандашам рисовать все то красивое, что окружает нас.
У карандаша есть определенные правила рисования.
1. Линию надо рисовать сразу, не останавливаясь и не отнимая карандаш от бумаги.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, карандаш находится сбоку линии (чтобы видеть, как рисуешь).
(Затем детям предлагается карандашом нарисовать
что-нибудь на листе бумаги. Во время рисования воспитатель проверяет правильность приемов работы, обращая внимание на то, что если
сильно нажимать на карандаш, то при рисовании можно порвать бумагу.)
III. Рефлексия
Воспитатель. Нелегко, ребята, сразу научиться рисовать, но вы будете стараться, и у вас будет получаться с каждым разом все лучше и лучше. Не правда ли, Карандашик?
Карандашик. Конечно. Пусть сегодня не все смогли нарисовать что-либо красивое. Но я буду помогать вам и у вас будут замечательные рисунки. Но и вы должны заботиться о нас, карандашах, чтобы мы всегда были готовы к работе. С нами нужно обращаться аккуратно. Нас нельзя бросать, нельзя, рисуя, сильно нажимать на бумагу, так как мы легко ломаемся. А после того как вы закончили рисунок, нас нужно аккуратно складывать в наш домик-коробку или ставить в стаканчик. И тогда мы с вами будем жить очень дружно.
Воспитатель. Ребята, поблагодарим Карандашика за полезные советы и уберем карандаши в их домики (коробки).
ЛепкаТема: «Знакомство с глиной и пластилином»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки.
• Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно.
• Развивать желание лепить.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов,
• досточки
Ход занятия:
Покажите детям пластилин. Повторите с ребенком названия цветов.
- Посмотрите, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки.
Покажите детям, что можно отщипнуть пластилин. Отщипните несколько кусочков пластилина.
- Посмотрите, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьмите, какой вам нравится.
Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.
- Объясните детям что пользоваться надо аккуратно, на досточке, не портить столы.
Дайте детям возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук.
С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в недоступное для них место кусочки пластилина разного цвета. (Предложите каждому выбрать по 2—3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки (она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки — траву, солнце, цветы и т. п.
РисованиеТема: «Идет дождь»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Закреплять умение строить композицию рисунка.
• Развивать умения пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке.
• Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной).
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• Простой (графитный) карандаш
• цветные карандаши или цветные восковые мелки
• альбомные листы (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, отгадаете загадку:
Пошла по лугам, По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима! (осень)
Игра «Какая погода бывает осенью?»
- Когда идет дождь- дождливая, -Когда дует ветер – ветреная, -Холодно – холодная,- Пасмурно – пасмурная, - Сыро – сырая, -Хмуро – хмурая, -Ясно – ясная.
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете (ранняя, середина, поздняя)Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?
Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
Воспитатель: Еще осенью часто идут дожди и люди идут по улицам под зонтами. Давайте с вами нарисуем дождик.
После этого напомнить детям как рисовать правильно карандаш, показать несколько приемов рисования дождя. В конце занятия рассмотреть рисунки вместе с детишками и выбрать работы на которых изображен сильный, слабый дождь.
АппликацияТема: «Большие маленькие мячи
»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы.
• Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине.
• Учить аккуратно наклеивать изображения.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• альбомные листы,
• цветная бумага,
• клейстер,
• кисти,
• салфетки,
• дощечки.
Ход занятия:
1. Воспитатель: К нам в гости пришёл гномик Вася. Готовы ли вы помогать и дружить с нашим новым другом? Тогда садитесь за столы, закройте глаза, и как в сказке гномик Вася придёт к каждому из вас. Переверните лист, который лежит перед вами. Вы видите там нашего нового друга Васю? Гномик Вася очень любит веселиться и катать по дорожкам разные мячики. Но мне кажется наш новый друг чуть-чуть загрустил. Как вы думаете почему? (У гномика нет мячиков, ему не во что поиграть)
В:Что же нам делать? Как его развеселить? (подарить ему мячики).
- У вас на подносах лежат мячики. Какого они размера? Возьмите их и положите на дорожку: вначале большой, потом поменьше и самый маленький. Вдруг подул ветер, и мячики укатились с дорожки в траву. Что же делать, ведь в траве гномику неудобно играть? Что можно сделать, чтобы мячики не катились с дорожки в траву? (Нужно мячики приклеить на дорожку)
2. В: Давайте поможем гномику Васе и наклеим на дорожку мячики. Возьмите самый большой мячик положите его белой стороной на дощечку. Возьмите кисточку, опустите кончик в клей и намажьте белую сторону мячика клеем вот так – от середины к краям. Затем положите кисточку на подставку. Возьмите пальчиками мячик и приклейте его на дорожку. лишний клей промокните салфеткой. Во время работы не размахивайте кисточкой по сторонам, а то можно сделать больно своему товарищу. Если во время работы вы испачкали пальцы в клее, не берите их в рот, а вытрите салфеткой. После работы руки нужно помыть с мылом. Теперь самостоятельно наклейте оставшиеся мячики на дорожку.
В процессе самостоятельной работы детей воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно пользовались оборудованием для аппликации; по необходимости помогает тем детям, которые испытывают затруднения в работе.
3. Рефлексия.
- С кем вы сегодня познакомились? Во что любит играть Вася? Какие мячики вы подарили гномику? Что вам понравилось больше всего?
РисованиеТема: «Привяжем к шарикам цветные ниточки»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы.
• Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине.
• Учить аккуратно наклеивать изображения.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• воздушные шарики красного, синего,желтого цвета,
• карандаши трех цветов, нитки трех цветов,
• на каждого ребенка 1/2 альбомного листа с изображением шаров трех цветов без ниточек.
Ход занятия:
1часть. Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей послушать историю куклы Кати :
-Кукла Катя ходила на праздник. Мама купила ей много шариков.
Посмотрите на шарики,какого они цвета (ответы детей).
-Кукла Катя хотела взять взять все свои шарики,но они у нее упали и улетели.
Я принесла шарики сюда, но Катя расстроилась, что не может удержать все свои шарики.
-Как можно помочь Кате (ответы детей)
-Да,нужно привязать к шарикам ниточки. Давайте подберем ниточки по цвету шариков. Дети подбирают ниточки,а воспитатель привязывает.
-Вот теперь все свои шарики Катя возьмет и они не улетят.
Показ способов выполнения работы:
-Ребята,посмотрите какие рисунки у меня есть. Что на них изображено?
-Шарики.
-А ниточки у них есть?
-Нет.
-Давайте дорисуем ниточки к шарикам.
-Я первая нарисую ниточки к шарикам, смотрите как я буду это делать:
возьму карандаш тремя пальцами красного цвета и проведу прямую линию от красного шарика сверху вниз не отрывая карандаш от листа,затем возьму синий карандаш и проведу прямую линию от синего шарика сверху вниз, и желтый карандаш возьму и проведу прямую линию сверху вниз от желтого шарика.
Ребята давайте отдохнем.
Физминутка:
Дети встают в круг, берутся за руки.
Воспитатель медленно, напевно произносит слова, отступая назад: -«Раздувайся мой шар!
-Раздувайся большой…»
Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает: -«Оставайся такой и не лопайся!» И уточняет: -«Смотрите какой большой шар мы надули!».
И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук все сбегаются в середину: «Сдулся наш шар!» констатирует воспитатель.
-«Надуваем еще раз!» -Повторяет слова игры.
2Часть. Совместная работа с детьми.
А сейчас мы с вами дорисуем ниточки к шарикам.
Не забывайте,что к красному мы привяжем-нарисуем красную ниточку, к синему –синюю, желтому –желтую.
Возьмем красный карандаш тремя пальчиками и проведем прямую линию от красного шарика сверху вниз. (и. д)
Воспитатель во время работы следит за осанкой детей, как держат карандаш,оказывает помощь.
Анализ детских работ:
-Вот какие ниточки у вас получились красивые.
Вы ребята хорошо сегодня потрудились. Ниточки получились у всех замечательные, полюбуйтесь своими рисунками.
ЛепкаТема: «Хлебная соломка»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней.
• Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску.
• Развивать желание лепить, радоваться созданному.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• разносы;
• пластилин 4-х цветов (красный, желтый, зеленый, синий);
• дощечки;
• салфетки влажные;
• коробочки под карандаши на каждого ребенка (4 цвета);
• карандаш – пенал;
• медальоны – карандаши.
Ход занятия:
«Жил мальчик Вова. Он очень любил рисовать. Но однажды, когда Вова спал, но стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку». Теперь Вове нечем рисовать. Поможем мальчику сделать карандаши? (ответы детей).
Тогда проходите за столы и садитесь на места. Далее воспитатель показывает выполнение задания. «Я беру в руки пластилин. Кладу его на дощечку. Левой рукой придерживаю дощечку, а правой рукой раскатываю пластилин вперед – назад».
- Что получилось? (столбик, колбаска, палочка). С помощью пальцев защипываю конец карандаша со всех сторон. Давайте покажем, как мы это будем делать, но пока без пластилина. Дети выполняют задание.
Затем воспитатель ставит на столы разносы с пластилином. Дети приступают к выполнению задания, раскатывая каждый кусочек пластилина. «Я надеюсь, что вы справитесь с заданием и поможете Вове». В ходе выполнения задания Карандаш хвалит, советует, подсказывает детям. После окончания работы дети вытирают руки салфеткой.
Анализ детских работ. Сделанные карандаши дети кладут в коробочку. «Вот теперь, сколько у Вовы карандашей». Карандашик благодарит вас за помощь и дарит вам медальоны – карандаши.
Рисование Тема: «Красивые лесенки»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь.
• Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета.
• Продолжать знакомить с цветами.
• Развивать эстетическое восприятие.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование: Листы бумаги с изображениями оснований лесенок
Ход занятия:
Воспитатель (Обращается к детям). Сегодня утром звонит мне зайчиха мама и просит: «Скорее, скорее помогите нам! Зайчата залезли на лесенки и стали там делать упражнения, а медвежонок это увидел и тоже захотел заниматься зарядкой. Полез он на лесенку, а перекладинки под ним сломались. Видно прибиты были не очень прочно. Полез на другую- опять то же самое. Так медвежонок перекладинки на всех лесенках сломал. Теперь мои зайчата наверху висят, спустится в низ не могут: перекладинок- то нет! Сделайте нам, пожалуйста перекладинки на всех лесенках!»
Убившись в готовности детей выручить зайчат из беды, воспитатель предлагает «починить»перекладины, но для этого надо научиться правильно рисовать их.
Руководстово выполнением задания и последующей игрой.
Показ способа изобразить перекладины лесенки ритмичными горизонтальными линиями, не пересекая опорных вертикальных.
Аппликация Тема: «Бублики»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы.
• Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине.
• Учить работать с пластилином
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• Пластилин
• доски
Ход занятия:
Печет- печет бабушка
Пироги да шанежки,
Плюшки, сладкие ватрушки,
Пирога большой кружок…
-Кушай – кушай, мой дружок!
Будем пироги жевать,
Калачи заедать.
Сладкие ватрушки кушать –
С белым – белым творогом.
Белым – белым молоком
Плюшки будем запивать.
(показ мучных изделий)
- Ребята, из чего пекут ватрушки, пироги, плюшки? (ответы детей)
- Из чего делают тесто? (ответы детей)
- У нас есть мука, вода и мы можем замесить тесто. Наливаю воду в блюдо (показ). Помогите мне замесить тесто (дети добавляют муку). Наше тесто готово, можно и испечь пирог.
- Куда нужно поставить тесто, чтобы испечь пирог? (ответы детей).
Дети подходят к столу, где лежат колечки от пирамид.
- Возьмите колечки и покатайте их по столу, обведите пальчиками (тактильное обследование колечек).
- Какие наши колечки? (ответы детей)
- Сегодня мы будем лепить круглые баранки и бублики.
- «Нарисуйте» в воздухе сначала огромный калач, а потом – маленький калач (дети «рисуют» в воздухе).
- Кусок теста нужно разделить на 2 куска: большой и маленький. Раскатать 2 столбика прямыми движениями, потом концы соединить и украсить с помощью колпачков (показ).
Пальчиковая гимнастика:
«Мы спросили нашу печь»
Мы спросили нашу печь:
- Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали – не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну – ка, печка,
Дай пирогу местечко.
(Дети приступают к лепке)
- Бублики и баранки готовы, их нужно нанизать на веревочку. На одну веревку баранки, а на другую - бублики (готовые баранки и калачи повесить на самовар).
- Вы хорошо потрудились, приглашаю попить чай с баранками и бубликами.
Рисование Тема: «Разноцветный ковер из листьев»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе художественно-эстетической деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.
• Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки.
• Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.
Области: Художественно- эстетическая, социально- коммуникативная
Оборудование:
• букет из опавших листьев разных деревьев,
• краски желтого, красного, зеленого цвета,
• кисти,
• лист бумаги,
• фланелеграф,
• картинки для фланелеграфа - листочки, мольберт, салфетки.
Ход занятия:
1. Создание игровой мотивации.
В гости к ребятам приходит мишка. Рассказывает ребятам, что он еще маленький и не знает что такое осень.
- Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.
- Ребята, посмотрите в окно, что вы там видите? (Деревья.)
- Какие красивые деревья в своем золотом и багряном одеянии. Посмотрите, как разноцветные листочки тихо кружатся, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.
- Спросите у мишки, видит ли он разноцветные листочки? (Дети спрашивают.)
- Это значит, что в гости к нам пришла ОСЕНЬ. Она подарила нам зеленые, желтые, красные листочки (показывает картинки для фланелеграфа – разноцветные листочки).
- Падают, падаю листья,
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
2. Физминутка.
Мы листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели,
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Дети поднимают с пола по два листочка и выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом под муз. С. Майкапара. «Вальс».
3. Дидактическая игра «Разноцветные листочки».
Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает детям сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.
4. Рисование «Разноцветный ковер из листьев».
- Сегодня мы с вами нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же ковер, что лежит на земле. Для рисования понадобиться кисточка, которую мы должны смочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета (воспитатель рисует листья разного цвета, располагая их по всему листу). Посмотрите, какой красивый получился у меня ковер.
Хотите вы нарисовать такой же? (Хотим.)
- Тогда за работу.
В процессе рисования воспитатель обращает внимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги, оказывает индивидуальную помощь.
По окончанию работы воспитатель напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.
5. Итог занятия.
Дети из своих рисунков с помощью воспитателя составляют один большой ковер.
- Посмотрите, какой замечательный ковер из листьев у нас получился. Давайте мы подарим его нашему медвежонку. Пусть он на нем спит всю зиму и ему снятся разноцветные сны и золотая осень.