Елена Фролова
Занятия на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Фролова
Занятия на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени
Елена Фролова
Занятие 1. «РАДОСТЬ»
Задачи:
Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.
Материалы:
Публикация «Занятия на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния. Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие). Зеркало для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Ход игры
Дети отвечают на вопросы:
• Что такое радость?
• Как вы выражаете чувство радости?
• Что вы делаете, когда радуетесь?
Предлагаю детям послушать стихотворение.
Если вам смешинка врот Вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите!
(М. Дружинина)
Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало.
Понравились вы себе?
Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние.
Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки, в которых отражено чувство радости.
Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:
Рады, рады, рады Светлые березы,
И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака Виноград.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!» И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют, и смеются — Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют.
По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные. Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку.
ЗАНЯТИЕ 2. «ГОРЕ»
Задачи:
Познакомить детей с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.
Материалы
Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка). Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка.
Ход занятия
Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент?
Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица. Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания.
Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние : «Заюшкина избушка», «Фсдорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького» (К. Д. Ушинский, «Обвал» (Б. Житков).
Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки. Дети слушают следующие песенки, потешки.
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Муха парилась — приумаялась,
С полки упала — ребра сломала.
Блоха поднимала — живот надорвала.
Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства.
Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была.
Все крутила, все мела — примораживала.
Калинушку с малинушкой заламывала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветочки повысушила.
Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая — калинушку-малинушку, травку, цветы — изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.
Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила, Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали.
Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не считать, не писать, Только по полу сказать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть, Пожалела, поругала,
И за доктором послала,
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.
Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание, вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание).
ЗАНЯТИЕ 3. «СТРАХ»
Задачи:
Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение.
Материалы:
Иллюстрации с изображением эмоции страха.
Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка.
Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка).
Зеркало.
Ход занятия
Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха. Дети слушают стихотворение А. Фройдснберга «Великан и мышь».
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть сил
И мышь — живую! — проглоти.
Бедняга прибежал к врачу:
«Я мышку съел! Я не шучу! Помилуйте, какие шутки?
Она пищит в моем желудке!»
Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы все вместе рассматриваем рисунки и обсуждаем их. Далее разыгрываем этюды на выражение эмоции страха.
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?
Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись, а лес — густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации? Играем в игру «У медведя во бору».
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. Медведь не спит,
На нас рычит!
Ребенок-«медведь» рычит и догоняет детей. Дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя» 2-3 раза.
После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения.
Был врач умнейший человек,
Он строго глянул из-под век:
— Откройте рот, скажите: «А-а-а!
Живую мышь? Зачем? Когда? Сейчас? Так что же вы стоите? Идите кошку проглотите!