Папки-передвижки

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Уткина
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка

Автор: Уткина Ирина Александровна

Организация: ГБДОУ д/с № 5

Населенный пункт: г. Санкт - Петербург

Каждый родитель хотел бы видеть своего малыша в будущем деловым человеком, умеющим расположить к себе собеседника. Но для этого человек должен уметь быть в общей беседе, задавать вопросы по теме, аргументировать. Поэтому одним из важных этапов развития речи является обучение детей диалогической речи.

Публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Умение грамотно разговаривать, правильно и логично строить предложения – важный показатель общего развития ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

Прежде всего, речевые навыки зависят от речевой культуры людей, которые окружают ребенка. Дети очень восприимчивы и копируют в основном фонетику. Поэтому в разговоре с малышом слова нужно произносить четко, ясно проговаривая буквы и грамотно ставя ударения. Родители должны помнить, что они являются речевым образцом для ребенка.

Речь – это сама жизнь, поэтому не надо ограничиваться только чтением художественной литературы, ничто не может заменить ребенку живое общение. Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывая обо всем, что его окружает – это в значительной степени поможет обогатить словарный запас ребенка и развить полноценную грамотную речь.

Родители часто задают вопрос: «Как и с чего начать?»

Прежде всего, надо знать, что в речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 4 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи (5 лет).

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, т. к. у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов дает серьезный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулирует развитие связных форм речи – диалога монолога.

Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.

Для того, чтобы заложить в ребенке навыки диалогического общения необходимо :

• во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога; ежедневно обмениваться впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок. Обсуждать с ним совместные мероприятия.

• формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказала?», «Что тебе не понятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).

• составлять рассказы по семейным фотографиям, охватывающим определенный отрезок времени (рост малыша, летний отдых и т. п.)

• составлять рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным для детей содержанием и т. п.).

• рассматривать иллюстрации к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (её главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны; чем закончится история).

• упражнять в составлении элементарных описаний через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды, «Машины будущего» (описание моделей, «Комнаты разных героев» (описание интерьеров – комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки т. п.).

• поощрять попытки сочинять сказки рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

• необходимо также развивать мелкую моторику руки посредством игровых упражнений, т. к. она очень тесно связана с развитием речи. Для этого давать детям дома под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить; сортировать или перебирать крупу, рассыпанную на ровной поверхности, играть в настольные игры типа «Мозаика», «Конструктор».

• стремиться к созданию в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды. Организовать с детьми посещение театров, концертов, прослушивать грамм- и аудиозаписи с литературными произведениями в исполнении чтецов-профессионалов, ежедневно читать книги.

Необходимо запомнить, что ребенок растет в среде с определенными устоями и правилами, и вырастет таким, каким воспитает среда его семьи. Родители – начало всех начал для малыша, и нужно постараться быть хорошим началом.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.

Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - развитие свободного общения с взрослыми;.

Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста". Воспитатель: Юлдашева.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 2» Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 21:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Уткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД