Галина Балакшина
Развитие графических умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
«Наши занятия»
Прежде чем начать работу по развитию графических умений был определён уровень навыков детей. Для этого были подобраны специальные упражнения
«Кто быстрее, кто ровнее»
Публикация «Развитие графических умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Парашютисты»
«От домика к домику»
По результатам диагностики у 3 человек – средний уровень развития,
1 человек – низкий уровень развития
При проведении графических диктантов можно выделить следующие этапы:
1 этап - подготовительный
2 этап – анализ рисунка и его воспроизведение.
3этап – выполнение заданий под диктовку.
4этап – анализ и самостоятельное выполнение второй половины симметричного рисунка.
5этап – путешествие в королевство кривых зеркал»6этап – составление рисунков по замыслу и их чтение.
Задания первого этапа могут быть такими:
- найди рисунок, расположенный в верхней части листа,
- «Куда ускакал зайка?»,
- раскрась (заштрихуй) рисунок в левой части листа и т. п.
Очень важно чтобы дети правильно находили начальную точку диктанта.
Чтобы не вырабатывался стереотип, лучше начинать рисунок графического диктанта с разных точек плоскости.
Второй этап – анализ рисунка и его воспроизведение.
Ребёнок смотрит на образец и отсчитывает определённое количество клеточек в разных направлениях, воспроизводит рисунок на своём листе бумаги.
Для таких упражнений удобно использовать узоры «Змейка» Можно дать детям задание самостоятельно закончить змейку, состоящую из повторяющихся элементов
Предлагала детям игру «Представьте себе, что вы водители, сейчас диспетчер отправит вас в рейс. Чтобы успешно пройти маршрут, нужно внимательно слушать его команды» Начинала диктовать «маршрут», а дети вычерчивали рисунок, обсуждали. Кто сумел доехать до первой остановки без аварий, прокладывали дальнейший путь (повторяют узор) самостоятельно.
На третьем этапе работы рисунок усложняется. Дети уже могут находить исходную точку изображения, двигаться в заданном направлении и читать диктанты. Здесь важен элемент сюрприза. Выполняя задание дети не знают, что у них получится. Законченный рисунок собачки или человечка вызывает бурю разных чувств Можно дать детям пофантазировать, дополнить рисунок какими-либо деталями, придумать сюжет.
«Рисую животных»
Четвёртый этап связан с выполнением второй половины симметричного рисунка.
Дети дорисовывали изображение, находящееся в «зеркальном отражении» Подготовительным этапом для такой работы является вырезание фигурок на занятиях по ручному труду, из сложенного вдвое листа бумаги.
Дети выясняют, что по отношению к линии сгиба части фигурок расходятся на одинаковом расстоянии. Обе половинки одинаковые. На клетчатом поле линии расходятся на одинаковое количество клеток.
«Дорисуй половинку»
Пятый этап - путешествие в «королевство кривых зеркал».
Сначала давала детям поиграть с зеркалом, проанализировать, чем отражение отличается от реального предмета. Ставили зеркало слева, справа, сверху, снизу от предмета, на каком расстоянии расположен предмет и его изображение от зеркальной поверхности. Затем переходим к графическому диктанту. Дети вычерчивали рисунок под диктовку, а затем рисуют его «отображение» - слева, справа. вверху или внизу. Чем дольше линия отображения от зеркала, тем труднее рисовать рисунок. Такая работа требует огромной наблюдательности и внимания. Вводила усложнения: диктовала только часть рисунка, затем самостоятельно дорисовать персонаж и начертить «отображение» относительно заданной «зеркальной» линии. Когда дети освоили эту работу, они встречаются с кривым зеркалом; получают задание увеличить или уменьшить вычерченный рисунок.
«Зеркальное
отражение»
На шестом этапе пытались самостоятельно составить рисунки по замыслу и их «читали» Дети работали группами. Один становится ведущим и диктует составленные им диктанты, остальные выполняют задания. Выступать в роли ведущего доставляло детям огромное удовольствие
Наше творчество
В результате проводимой работы рука стала более послушной, линии ровные, точные, хорошо научились закрашивать рисунки, умеют ориентироваться на листе бумаги в клетку. Без труда копируют узоры, освоили зеркальный способ зарисовки узора.
По результатам диагностики на конец года из 4 детей – 3 человека высокий уровень развития, 1 человек – средний уровень развития.
Можно сделать вывод, что при частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом или ручкой, у него появляется устойчивое сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. В процессе работы формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление. Желательно обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.