Глазова Елена Александровна
Занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ-технологий «В поисках лучиков здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
• Развивать в детях стремление к самостоятельному поиску знаний.
• Способствовать формированию у детей представления о воздухе, вредных и полезных продуктах, правилах культурно-гигиенических навыков и их роли в жизнедеятельности человека.
• Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение слушать и отвечать на вопросы.
Публикация «Занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ-технологий „В поисках лучиков здоровья“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование для занятия : флажки пяти цветов (оранжевый, синий, красный, зелёный, жёлтый,карта-путеводитель, лучики солнца из бумаги жёлтого цвета, сюжетные картинки режимных моментов, «режимные» таблицы, трубочки для коктейля, стаканы с водой по количеству детей, дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Вредные и полезные продукты», прищепки с картинками вредных и полезных продуктов, тарелки двух цветов (красная и зелёная, бутылка «Кока – Колы», Прозрачный стаканчик, сахар-рафинад, поднос, картинка «Мойдодыра», «чудо-мешочек», предметы личной гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок, мочалка, расчёска, медицинская маска.
Воспитатель: Ребята, русская народная пословица гласит: «Здороваться не будешь – здоровья не получишь». Давайте друг-другу улыбнёмся и поздороваемся : «Здравствуйте!»
Ребята, сегодня в детский сад приходил почтальон и принёс нам с вами письмо. Внутри этого письма я обнаружила карту. (Воспитатель берёт со стола карту и показывает её детям). Эту карту прислали нам жители страны «Здоровья». Они просят нас с Вами о помощи. Дело в том, что злой волшебник украл у их солнышка лучики, благодаря которым все жители страны были здоровые и весёлые. А теперь все они часто болеют и грустят.
(Воспитатель проходит с детьми к магнитной доске на которой размещено грустное солнышко)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь солнышко. И оно почему-то грустит. А как Вы думаете, почему?
Дети: «У солнышка нет лучиков».
Воспитатель: «Правильно, ребята. Давайте поможем солнышку найти его лучики. Вы со мной согласны?»
Дети: «Да.»
Воспитатель: «Ребята, чтобы нам с вами найти все лучики солнышка, мы будем передвигаться с помощью карты, которую нам прислали жители страны «Здоровья». Посмотрите внимательно на карту и подумайте, с чего нам стоит начать?»
Дети: «Мы начнём с оранжевого флажка под номером №1».
Воспитатель: «Правильно, ребята. Идём к флажку оранжевого цвета.»
(На двух соединённых рядом столах стоит оранжевый флажок. Под ним лежит первый лучик солнышка. На столе лежат четыре вертикальные карточки. Это – режимные таблицы. На каждой из них в верхней части изображено время суток: утро, день, вечер, ночь. Вторая половина карточки чистая, пустая. Дети должны заполнить нижнюю часть листа четырьмя сюжетными картинками, на которых изображены какие-то действия детей в определённое время суток. На двух детей даётся одна карточка.)
Воспитатель: «Ребята, все мы знаем, что один суточный день делится на четыре части. Как называются эти части?»
(Дети тянут руки.)
Воспитатель: «Маргарита, нам скажет.»
Маргарита: «Один суточный день делится на четыре части. Это: утро, день, вечер, ночь.»
Воспитатель: «Правильно, Маргарита. Молодец.»
«Ребята, перед каждым из Вас на столе лежит режимная таблица с изображением определённой части суток. Вам необходимо заполнить эту таблицу сюжетными картинками. На картинках изображены режимные моменты.»
«София, скажи пожалуйста, какая часть суток изображена у Вас на картинке?»
София: «На картинке изображено утро.»
Воспитатель: «София, а почему ты решила, что изображено утро?»
София: «Потому что на картинке солнышко встаёт.»
Воспитатель: «Правильно, София. Молодец.»
«Катя, а у Вас какая часть суток изображена на картинке?»
Катя: «У нас на картинке изображён день.»
Воспитатель: «Правильно. Молодец. А почему ты так решила?»
Катя: «Потому что на картинке солнышко высоко в небе.»
Воспитатель: «Ярослав, а у Вас какая часть суток изображена на картинке?»
Ярослав: «У нас на картинке изображён вечер.»
Воспитатель: «Правильно. Молодец. А почему ты так решил?»
Ярослав: «Потому что на картинке солнышко заходит.»
Воспитатель: «Правильно, Ярослав. Молодец.»
«Рома, скажи пожалуйста, а какая часть суток изображена на Вашей картинке?
Рома: «У нас картинке изображена ночь.»
Воспитатель: «Правильно, Рома. Молодец. А почему ты так решил?»
Рома: «Потому что на картинке изображена в небе луна и светят звёзды»
Воспитатель: «Правильно, Рома. Молодец.»
«Ребята, Вам всем понятно задание?»
Дети: «Да.»
Воспитатель: «Тогда приступаем к его выполнению.»
(Дети берут по четыре сюжетных картинки (картинки квадратные) и в правильной последовательности выкладывают их в нижней пустой части таблицы.)
Дети: «Всё. Мы готовы.»
Воспитатель: «Молодцы. Хорошо. Сейчас проверим.»
«София, расскажи, пожалуйста, что мы делаем утром?»
(София отвечает по своим разложенным картинкам.)
София: «Просыпаемся. Умываемся. Делаем зарядку. Собираемся в детский сад.»
Воспитатель: «Правильно, София. Молодец.»
«Катя, расскажи, пожалуйста, что мы делаем днём?»
Катя: «Занимаемся на занятиях. Играем. Идём на прогулку. Обедаем.»
Воспитатель: «Правильно, Катя. Молодец.»
«Ярослав, расскажи, пожалуйста, как проходит Ваш вечер?»
Ярослав: «Приходим из детского сада. Помогаем маме и кормим кота. Играем. Моемся в ванной.»
Воспитатель: «Правильно, Ярослав. Молодец.»
«Рома, расскажи, пожалуйста, что мы делаем с приходом ночи?»
Рома: «Чистим зубы. Расправляем кровать. Читаем книгу перед сном. Ложимся спать.»
Воспитатель: «Правильно, Рома. Молодец.»
«Ребята, у всех так проходит день?»
Дети: «Да.»
Воспитатель: «Ребята, какие Вы молодцы! Вы выполнили первое задание. За это Вы получаете «первый лучик здоровья», который называется «Режим Дня».
«А теперь внимательно посмотрите на карту и скажите куда же нам двигаться дальше?»
Денис: «К флажку под номером №2.»
Воспитатель: «А какого он цвета?»
Денис: «Синего.»
Воспитатель: «Правильно. Идём к флажку синего цвета.»
(Дети подходят к двум соединённым столам на которых стоит флажок синего цвета. На столах стоят прозрачные стаканчики, наполовину наполненные водой. Рядом с каждым стаканчиком лежит трубочка.)
Воспитатель: «Ребята, возьмите в руки трубочку и посмотрите в неё на расстоянии от глаз. Вы что-нибудь в ней видите?»
Дети: «Нет.»
Воспитатель: «А теперь поставьте трубочку в стаканчик с водой. Сделайте глубокий вдох, а затем выдыхайте воздух со рта в трубочку.»
«Раз, два, три! Начали. Ребята, посмотрите, что это такое?»
Дети: «Это воздух.»
Воспитатель: «Правильно, ребята. Это – воздух.»
«А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Для чего нужен воздух нашему организму?»
Ярослав: «Воздух нужен нашему организму, чтобы жить и дышать.»
Воспитатель: «Правильно, Ярослав. Воздух необходим нам для жизни.»
«Ребята, предлагаю Вам выполнить дыхательное упражнение.»
«Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше. И легко-легко подышим.
(Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через рот.
Три раза.)
Воспитатель: «Ребята, молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
За это Вы получаете «второй лучик здоровья, который называется «Воздух».
«А теперь посмотрим с Вами вместе на карту и подумаем, куда же нам надо двигаться дальше?»
Вика: «Нам надо двигаться к красному флажку под номером №3.»
(Дети подходят к двум соединённым столам на которых стоит флажок красного цвета. На столах лежат разрезные картинки на тему «Спорт».)
Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите что сделал с картинками злой волшебник! Он разрезал их на части. Ваша задача состоит в том, чтобы собрать из этих частей целые картинки. Приступаем.»
(Дети собирают картинки.)
Воспитатель: «Всё? Собрали?»
«А теперь, ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, чем занимаются эти дети? Как это можно назвать одним словом?»
«Вика нам скажет.»
Вика: «Дети на картинках занимаются спортом.»
Воспитатель: «Правильно, Вика.»
«А чем занятия спортом полезны для нас? На этот вопрос ответит Рома.»
Рома: «Спорт укрепляет наше здоровье.»
Воспитатель: «Правильно, Рома. Спорт необходим нам, чтобы наше здоровье было крепким.»
«Ребята, предлагаю Вам сделать небольшую физическую разминку.
Смотрите на меня и повторяйте за мной.»
Утром солнышко встаёт выше, выше, выше.
(Дети встают на носочки и тянут прямые руки вверх.)
Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже.
(Дети держат руки прямо перед собой и потихонечку приседают вниз на колени. Затем дети встают.)
Хорошо, хорошо солнышку живётся.
А под солнышком нам всем -
(Дети держат прямые руки в стороны, а затем к плечам.)
Весело живётся.
(Дети хлопают в ладоши три раза.)
Воспитатель: «Ребята, мы с Вами выполнили третье задание. И за это мы получаем с Вами «третий лучик здоровья», который называется «Спорт».
«А теперь я предлагаю внимательно посмотреть на карту и подумать куда же нам двигаться дальше?»
Толик: «Нужно двигаться к зелёному флажку под номером №4»
Воспитатель: «Верно. Идём к зелёному флажку.»
(Дети подходят к двум соединённым вместе столам, на которых стоит флажок зелёного цвета. На столах лежат две пустые тарелки зелёного и красного цвета. Здесь же стоят ещё две тарелки. На них лежат картинки с изображением полезных и вредных пищевых продуктов, которые размещены на прищепках.)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно. У Вас на столе лежат две пустые тарелки: зелёная и красная. А также две тарелки на которых лежат картинки с изображением полезных и вредных продуктов. Картинки размещены на прищепках. Ваша задача определить какие продукты являются полезными, а какие вредными. Каждому необходимо взять по две картинки и прикрепить их с помощью прищепок к пустым тарелкам. На зелёную тарелку мы прикрепляем полезные продукты, а на красную тарелку – вредные продукты. Приступаем к заданию.»
«Ребята! Вы должны помнить, ведь для того чтобы быть здоровым, нужно не только спортом заниматься, но и правильно питаться.»
Дети: «Всё. Мы выполнили задание.»
Воспитатель: «Хорошо. Молодцы. Давайте проверим, что же у Вас получилось?»
(Воспитатель берёт тарелку зелёного цвета и перечисляет полезные продукты, которые прикрепили к ней дети с помощью прищепок.)
«Таня, Вы прикрепили сюда фрукты и овощи. Чем они полезны для нас?»
Таня: «В овощах и фруктах есть полезные витамины.»
Воспитатель: «Правильно. В овощах и фруктах содержится большое количество витаминов: А, В, С, Д.»
«А теперь перейдём к вредным продуктам. Что Вы сюда отнесли? Смотрим: чипсы, газированная сладкая вода, конфеты.»
(Воспитатель разбирает с детьми почему эти продукты вредные.)
Воспитатель: «Ребята, а сейчас я Вам покажу на опыте, как вкусные продукты не всегда бывают полезными.»
(Воспитатель берёт поднос на котором стоит газированный сладкий напиток «Кока-Кола», прозрачный стаканчик, тарелочка на которой лежат кубики сахара-рафинада. Воспитатель наливает в стакан немного «Кока-Колы» и бросает в него три кусочка сахара. Происходит химическая реакция – напиток начинает бурлить.»
Воспитатель: «Вот видите, ребята, опыт нам показал, что вкусные продукты не всегда бывают полезными. И за Ваше выполненное задание Вы получаете ещё один «лучик здоровья» который называется «Здоровое питание».
«Ребята, давайте внимательно посмотрим на карту и подумаем, куда нам надо двигаться дальше?»
Толик: «Нам надо двигаться к жёлтому флажку под номером №5»
(Дети подходят к столику с жёлтым флажком, возле которого полукругом стоят стулья. Воспитатель предлагает им присесть на стульчики. Сам воспитатель присаживается за стол. На столе стоит изображение Мойдодыра. А также лежит «чудо-мешочек» в котором спрятаны предметы личной гигиены: расчёска, мыло, зубная щётка, зубная паста, защитная медицинская маска, мочалка, полотенце, носовой платок.)
Воспитатель: «Ребята, пожалуйста, посмотрите внимательно на мой стол. Вы узнаёте кто это?»
Валерия: «Это – Мойдодыр.»
Воспитатель: «Правильно. Ребята, Мойдодыр приготовил для вас вот такой «чудо-мешочек» в котором лежат предметы личной гигиены. Мойдодыр предлагает Вам поиграть с ним в игру. Каждый из Вас по очереди будет подходить ко мне и доставать из «чудо-мешочка» какой-то один предмет. Вы должны назвать, что это за предмет и для чего он нужен.»
(Предметы по порядку достаются детьми из мешочка и выкладываются на стол.)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, всё это – предметы личной гигиены. Помните, что чистота – залог здоровья.»
Воспитатель: «Ребята, мы с Вами справились ещё с одним заданием. За это Вы получаете пятый «лучик здоровья» и называется он «Чистота и гигиена».
«А сейчас, ребята, встаём и быстрее направляемся к нашему Солнышку, чтобы вернуть ему его лучики.»
(Воспитатель вместе с детьми подходит к магнитной доске, на которой изображено грустное солнышко без лучиков. Предлагает детям поочерёдно прикрепить лучики с помощью магнитиков. Воспитатель ещё раз называет лучики по порядку :
1-ый лучик – «РЕЖИМ ДНЯ»
2-ой лучик – «ВОЗДУХ»
3-ий лучик – «СПОРТ»
4-ый лучик «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
5-ый лучик «ЧИСТОТА И ГИГИЕНА»
Воспитатель: «Спасибо, ребята, за помощь. Прошу Вас присесть за стол.»
(Пока дети идут к столику чтобы сесть, воспитатель меняет грустное солнышко на радостное.)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, солнышко заулыбалось. Теперь оно будет дарить жителям своей страны хорошее настроение и здоровье. Мы с Вами сегодня проделали огромный путь и выполнили все задания. Ребята, скажите, Вам понравились задания которые мы с Вами выполнили? Трудно было их выполнять? А что Вам больше всего понравилось?»
(Воспитатель поочерёдно выслушивает ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, жители волшебной страны благодарят Вас за помощь. На этом наше занятие заканчивается. Помните, ребята, что здоровье – это наша награда. Если Вы будете выполнять всё то, о чём мы сегодня с Вами говорили, то вы обязательно будите здоровы.»