МААМ-картинки

Занятие в старшей группе «Наша Масленица»

Ковалева Нина
Занятие в старшей группе «Наша Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.

- Развивать все виды памяти.

• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Публикация «Занятие в старшей группе „Наша Масленица“» размещена в разделах

• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; чучело Масленицы, карусель с лентами,

Ход занятия

Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да).

Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети: На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт.

(Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются.)

Всех вас в гости приглашаем.

(Кланяются гостям. Дети садятся.)

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

- Что является символом Масленицы (блин) .

- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

- Издревне люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках)

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

(Дети читают стихи)

1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2-й: Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

3-й:Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

4-й: Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

Воспитатель: : Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

(Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .

— Второй день — вторник, звался «Заигрыши».

В этот день начинали собираться игрища да потехи.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».

(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)

— В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.

Считалка: Шё л котик через мост:

Вот и лыпы, вот и хвост.

Вот глаза, а вот и грудь,

Выходи, водящим будь!

На выбранного котика одеваем шапочку.

— Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.

— Третий день — среда «Лакомка».

— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка,

Встретим мы тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

(Проговаривая слова вместе с детьми, привязать третью ленточку)

— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

— Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

— Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.

(Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают) :

Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой

Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.

Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,

Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.

Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

— Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.

— Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

— Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

— А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко — колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

— Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем последнюю ленту.)

— Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Вот пора заканчивать, Масленицу сжигать.

Угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша масленица, чудо-масленица!»Фотоотчет «Наша масленица, чудо-масленица!» Еще с языческих времен до христианства на Руси праздновали Масленицу. Правда, в те далекие времена праздновали ее целых две недели: семь.

Фотоотчет о проведении недели «Наша Масленица» с детьми старшей группыФотоотчет о проведении недели «Наша Масленица» с детьми старшей группы Фотоотчет «Наша Масленица» Этот праздник к нам идет Раннею весною. Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горки ждут И снежок.

Фотоотчёт «Наша Масленица!»Фотоотчёт «Наша Масленица!» .

Фотоотчет «Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе «Весёлая Масленица»Фотоотчет «Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе «Весёлая Масленица» Цель:Продолжать знакомить детей старшего возраста с народными праздниками. Задачи:Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и родной.

Конспект занятие в средней группе по рисованию «Наша тыква золотая».Конспект занятие в средней группе по рисованию «Наша тыква золотая». Цель: Проявление интереса к изображению предметов и явлений по средствам образного отображения жизненных впечатлений. Задачи: 1. Закреплять.

Лексико-грамматическое занятие «Наша дружная семья» в старшей группе с ОВЗЛексико-грамматическое занятие «Наша дружная семья» в старшей группе с ОВЗ Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся.

Тематическое занятие «Наша Родина — Россия» для старшей группы детского садаТематическое занятие «Наша Родина — Россия» для старшей группы детского сада Наша Родина – Россия. Тематическое занятие для старшей группы детского сада. Цель: Развивать у детей интерес к истории и традициям своей.

Занятие «Наша Родина — Россия» в старшей группеЗанятие «Наша Родина — Россия» в старшей группе Доброго время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию комплексное занятие на тему "Наша Родина- Россия!". Цели: актуализировать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.

Занятие по правилам дорожного движения в средней группе «Наша улица»Занятие по правилам дорожного движения в средней группе «Наша улица» Программное содержание: Образовательная задача: Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Наша Масленица»
Опубликовано: 14 марта 2021 в 17:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в старшей группе «Наша Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Нина (УИ 1584219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД