Алёна Машкова
Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая цель: формировать интерес к матрёшке, как символу русского народного искусства, народному творчеству, народным игрушкам; познакомить с историей матрёшки; приобщать к национально- культурным традициям.
Средства реализации : деревянная матрёшка, картинки с изображением разных матрёшек, атрибуты для дидактической игры.
1 этап: Мотивационно - побудительный.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)
2 этап: Организационно- поисковый.
Воспитатель: Матрёшку знают во всём мире. Это одна из самых популярных русских игрушек и сувениров. Её изготавливают из липы и берё зы: дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная: она легко разбирается. В каждой большой матрёшке «живёт» маленькая, а в маленькой – ещё меньшего размера.
Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,
Игрушка – кукла расписная, а как назвать её не знал.
«Красивая игрушка похожа на Катюшку, а может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир.
Шагает по планете, и радует весь мир.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на столе.
Мы красавицы матрёшки, разноцветные одёжки,
Раз – Матрёна, два – Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять,
Нас нетрудно сосчитать.
- Ребята, сколько матрёшек на столе? (пять)
- А какие они? (красивые, большие и маленькие)
- Давайте вместе рассмотрим наших красавиц: во что они одеты? (Сарафан, платок, фартук, бусы.)
- Наши матрёшки, веселушки – хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте и мы с вами тоже потанцуем.
Физкультминутка: «Мы весёлые матрёшки»
- Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:
Весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку, вперёд.)
Сарафаны пёстрые, (Руки к плечам, повороты туловища враво-влево)
Яркие платочки,
Любим танцевать.
Раскраснелись наши щёчки (наклоны головы влево-враво)
Мы весёлые матрёшки, (топают ногами, трут щёчки)
Мы похожи, словно сёстры. (хлопают в ладоши)
Дидактическая игра: «Собери Матрёшку»
Воспитатель раздаёт детям конверты с плоскостными изображениями матрёшек и предлагает детям собрать её по частям.
Дети собирают матрёшку и выбирают самую красивую.
Пальчиковая гимнастика: «у Матрёшкиной сестрицы…»
У Матрёшкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке, (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони)
В тёплом полушубке,
Курочка в жилете, (на каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших)
Петушок в берете,
Коза в сарафане,
Заинька в кафтане,
А всех их пригоже (ритмичные чередующие хлопки в ладоши и удары кулачками)
- Сегодня мы познакомились с матрёшкой.
- Из чего она сделана? (из дерева)
- А какие у нас матрёшки? (нарядные, красивые)
- Какие бывают матрёшки по размеру?
- Как можно с ними играть? (собирать, разбирать)
- Как нужно относится к матрёшке и труду народных мастеров? (бережно, аккуратно)
В заключении занятия, воспитатель благодарит и хвалит детей за старание.