Татьяна Яковлева
Занятие по теме «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
141103, Московская область, г. Щёлково-3, ул. Институтская, 6Б. тел 8(496)253-97-76, e-mail : mdou.berezka27@mail.ru
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
в средней группе на тему:
«Русская матрёшка»
Подготовила воспитатель:
Яковлева Татьяна Викторовна
Щелково, 2018
Конспект занятия
Тема: «Русская матрёшка»
Публикация «Занятие по теме „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Возраст детей: средняя группа
Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.
Цель: знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Программные задачи:
- познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления;
- способствовать развитию связанной речи.
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству.
- приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о матрешке - символе русского народного искусства.
Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея:
Разные матрёшки.
Активизация словаря:
Расписная, сарафан, фартук, мастер, художник
Оборудование и наглядный, методический материал:
Деревянные матрёшки. Проектор, ноутбук, экран.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, игры с матрёшкой.
Ход организованной образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Ребята, посмотрите, сколько в нашей группе игрушек. Они вам нравятся? Ответы детей.
- А дома у вас тоже много игрушек? Ответы детей.
- А какая самая любимая игрушка у тебя (имя ребенка?
- А у тебя?
- А из чего она сделана?
Воспитатель спрашивает 4-5 человек.
- Да ребята, у вас очень хорошие игрушки. А как вы думаете, всегда было так много игрушек у детей? Скажите, а в какие игрушки играли дети очень давно?
Ответы детей.
- Хотите узнать, какая игрушки была самая любимая?
В. : Ребята, чтобы узнать нужно отгадать загадку. Сможете отгадать загадку? Ответы детей.
В. : Послушайте загадку.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
В. : Правильно это матрёшка. (воспитатель показывает детям матрешку)
И сегодня я хочу вам о ней рассказать.
Но, чтобы узнать историю нашей матрешки, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое. Я досчитаю до 5, мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Посмотрите на экран.
Слайд №2 История матрешки.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю.
Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
- Ребята, как вы думаете, почему эту куклу-игрушку назвали матрёшкой? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России.
Слайд №3 Первая матрёшка
Первая русская матрёшка, выточенная мастером Василием Звездочкиным и расписанная художником Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Слайд №4. Изготовление матрёшки
Матрёшку изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски.
Слайд №5
Из брусков и вытачивают фигурки. Когда деревянные заготовки готовы, их необходимо покрыть грунтовкой, просушить, отполировать, а затем можно приступать к росписи.
Слайд №6
Для росписи матрёшек используются акварель, гуашь, темпера, масляные краски.
Слайд №7 Готовая матрёшка.
Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
Много лет с тех пор прошло, а матрёшка не надоела людям. Своей красотой она покорила весь мир. Сейчас она любима у малышей.
В. : ребята, предлагаю вам немного потанцевать.
Физкультминутка " Мы веселые Матрешки" :
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
В. : Молодцы.
- Ребята, вот матрёшка, которая есть в нашей группе. Давайте её рассмотрим.
- Сколько у нас матрёшек на столе?
- Правильно пять.
- Опишите их. Какие они?
Ответы детей: деревянные, расписные, яркие, красивые, большие и маленькие.
В. : - Во что они одеты?
Ответы детей: Сарафан, платок, фартук, бусы.
- Какими красками разрисовал художник платок, сарафан, передник у матрешки, какими узорами украсил? (Ответы детей).
В. : - Молодцы, ребята.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А сейчас давайте закроем глаза, я досчитаю до 5 и мы с вами окажемся дома.
Игра «Найди одинаковых матрёшек» На экране.
Слайд №8 Игра
Слайд №9 Игра
В. : Вы молодцы, ребята. Быстро нашли одинаковых матрёшек.
В конце занятия воспитатель :
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрешкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас матрешки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?
Дети: разные, маленькие и большие.
Воспитатель: А как можно с ними играть?
Дети: Собирать, разбирать.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
Рефлексивно-оценочный этап
Занятие прошло хорошо.
Последующая работа
Последующая работа заключается в том, чтобы познакомить детей не только с историей матрёшки, но и с разными её видами (Семёновская, Загорская, Туринская и другими).