Евгения Юдина
Занятие в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, желание больше узнать о жизни своих предков.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, топкие болота, былины, меч, копьё, топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; фото с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т. д. ,фото богатырей древней руси, картина В. Васнецова “Три богатыря”, аудиозаписи «гусли», «Сила Богатырская», «свист Соловья разбойника».
Ход занятия:
Ребята, мы с вами живем в большой, огромной, величавой стране, которая как называется?
Ответ детей: Россия.
Воспитатель : Правильно Россия. И мы с вами все знаем, что наша Россия занимает очень огромную территорию – почти половину Европы и часть Азии. Самая длинная в мире железная дорога протянулась почти на 10 тысяч километров через всю Россию, с запада на восток. Каждый народ России имеет свой язык и культуру, которую они унаследовали от предков. Люди разных национальностей по образу жизни мало отличаются друг от друга. Они похоже одеваются, живут в многоэтажных домах, передвигаются на транспорте. Различия сохраняются только в сельской местности. В прошлые века почти весь русский народ жил в избах. Даже в столице, в Москве, покупали на рынке готовый бревенчатый сруб. Его везли на место, накрывали крышей и изба готова. А еще ребята, вместо окон вставляли бычьи пузыри, а в богатых домах – пластинки слюды. По вечерам бедняки освещали свои дома горящей лучиной. Люди побогаче зажигали сальные свечи. От такого освещения случались частенько пожары. Поэтому мы и вам всегда говорим, что огонь это не шутка! А в те еще прошлые времена говорили: «От копеечной свечки Москва сгорела». И в деревне, и в городе каждый дом стоял на усадьбе, обнесенный забором. Там ребята был сад, постройки для домашнего скота и птицы, свой огород. Вот так люди и жили.
Наши далекие предки были очень добрыми, миролюбивыми и по-своему гостеприимными людьми. Они очень любили свою Русь - Родину. Они много работали, справляли праздники, пели, водили хороводы, воспитывали детей. А когда приходила общая беда, весь народ вставал на защиту. Но были среди них и такие отважные мужчины, которые никого и ничего не боялись. И завали их богатырями. Защищали они не только свою семью, они защищали всех людей, свою землю, где они трудились, дома в которых жили.
Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Посмотрите ребята, на переднем плане три всадника. Зовут их Илья Муромец - крестьянский сын,
Добрыня Никитич - боярский сын и Алеша Попович - сын попа.
Посмотрите, пожалуйста, как могущественно, по-богатырски выглядит Илья Муромец.
Илья посмотри, пожалуйста, на картину, как ты думаешь кто из троих богатырей Илья Муромец?
Ответ Ильи: Илья Муромец на коне посередине. …
Воспитатель : Правильно Илюша, он в центре. У вас даже имена одинаковые. Поэтому и ты тоже должен быть богатырем. Хорошо кушать, спать, заниматься спортом и слушаться родителей. А когда еще подрастешь, будешь настоящим, сильным и могучим богатырем.
Илья Муромец это крестьянский сын. Он сильный, большой. У богатыря серьезное лицо, широкая, большая борода. Он сидит на коне, который смотрит в сторону. У Ильи Муромца в правой руке булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, руку он поднес к лицу как будто смотрит вдаль, в левой руке железный щит и длинное копье. Одет он в железну Алена, а скажи мне, пожалуйста, Добрыня Никитич с какой стороны находиться слева или право?
Воспитатель : Да ребята давайте посмотрим на Илью Муромца. Кажется, что он с легкостью держит «каменную булаву», нахмурился, озабоченно смотрит вдаль, готовый в любую минуту сражаться с врагом.
Ответ Алены: Это богатырь слева. Добрыня Никитич это боярский сын, в народе его очень уважают и любят. Он сильный, стреляет из лука, хорошо владеет мечом.
Воспитатель : Ребята посмотрите на его одежду, одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен необычным орнаментом, меч у него булатный, а взгляд пристальный, можно даже сказать что колючий.
Под ним белогривый конь стоит, ноздри раздувает, врага чует. И готов в любой миг идти в сражение.
Под стать своим товарищам – богатырям Алеша Попович он у нас справа расположен на картине. На него смотришь, и кажется мне, что он любит повеселиться.
Арсений, как ты думаешь, почему он любит веселиться?
Потому что у него в правой руке чуть-чуть видны гусли.
Воспитатель : А что такое гусли? Напомни нам?
Ответ Андрея: Это музыкальный инструмент. В старину на нем часто играли различные мелодии, слагали мифы и приданья, пели песни.
Воспитатель : А в левой руке у него что?
Ответ Андрея: А в левой, лук и стрелы.
Воспитатель : Но и, тем не менее, посмотрите на него внимательно он тоже готов по первому зову вступить в сражение.
Он самый молодой из них. Хотя Алеша сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич, он очень ловкий, хитрый и отважный. Он воин и настоящий гусляр. Снаряжение у него конечно скромнее. И как сказал Андрей в левой руке у него лук, а по правую руку гусли.
Богатыри вместе это большая сила. Одна у них задача не пропустить врага, крепко стоять на страже своей Родины. Там за холмами свободная Русь, которая вырастила и послала их на свою защиту.
Замечательный великий художник Виктор Михайлович Васнецов очень тонко передал характер богатырей.
Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель :
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Включается музыка Былинные напевы.
На гуслях играет Андрей.
Воспитатель : Дети, а вы хотите побывать В Древней Руси. Тогда усаживайтесь поудобнее.
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель читает слова.
Давным, давно…. Это было. Разбойничал в наших лесах Соловей разбойник. Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-то свистать по-соловьему,
Тебе полно-то кричать да по-звериному,
Тебе полно то стращать малых детушек!»
Музыка свист Соловья-разбойника.
Исценировка сражения Ильи Муромца и Соловья разбойника под музыку. (муз. Сила богатыркая).
Арсений. Стихотворение о богатырях.
Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель : звучит русская-народная музыка гусли.
Рассказ продолжается. Когда богатыри уезжали на службу, что же делали жены и детки.
Ответы детей:
Воспитатель : Правильно, убирались в избе, занимались с детьми.
Исценировка в избе под колыбельную музыку гусли.
Девочки: Алена, Алене В. И Виолетта поют колыбельную песню.
Баю-баю, баю-бай!
В дом забрался к нам Бабай!
Он забрался под кровать,
Хочет деточку забрать.
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим.
Баю-баю, баю-бай,
Уходи от нас Бабай!
Так прошла ночь, наступило утро…
Дети что-то мы засиделись….
(физкультминутка)
Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!
Воспитатель : А что же было, когда Богатыри возвращались домой с победой?
Ответы детей: Правильно дети. Это был всегда праздник. А что же делали в праздник. Пели песни, водили хороводы.
Приглашаем гостей?
Хоровод-игра.
«Каблучок»
(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…
Встаём в хоровод.
1 - идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.
Звучит музыка гусли
Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие, пора нам отправляться сново в наше время. Вам понравилось?