Жанна Борисовна Гезалян
Конспект комплексного занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Откуда пошла Русская земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Закрепить знания детей об истории Кубани, о том, как жили предки казаки.
- Вызвать у детей интерес к истории возникновения Кубани.
- Расширить знания детей о Никоне – летописце Таманской истории.
- Развивать связную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами : предки, летопись, монах, келья.
- Стимулировать познавательную активность использую проблемные вопросы, кроссворды.
- Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
Публикация «Конспект комплексного занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Откуда пошла Русская земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.
Материал к занятию :
презентация, театрализованные костюмы для Никона – летописца,
два ящика с посевами, колесо.
Музыкальный репертуар: русские народные песни.
Предварительная работа:
Составление и рассматривание фото альбома «Атамань».
Заучивание стихотворения В. Баландина «Моя Кубань»
Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине.
Ход занятия:
Под русскую – народную песню «Ах, ты степь, широкая» дети заходят в зал и приветствуют гостей.
Психогимнастика:
Воспитатель :
Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Ребята давайте мы начнё м наш день с добрых слов благодарности:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
Воспитатель : Ребята, вы уже знаете, что существует много разных стран, больших и маленьких. «В какой стране мы живём? …. (ответы детей) мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Кто из вас знает, как называется наш край, в котором вы родились и растёте?
(ответы детей). Много чудесных земель на Руси, везде живут люди, но Кубань – единственная, необыкновенная, потому что она наша Родина. Дети, что значит Родина?. (ответы детей) Родина – значит родная. Как мать и отец. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Кубань».
(показ 1слайда - карты современной России)
Дидактическое упражнение: «Подбери словечко»
Кубань какая….(прилагательные)Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая.
Есть здесь моря, реки и озера, горы, леса и поля. Кубань – большой богатый край».
Давайте послушаем замечательное стихотворение о нашей Родине. Ребенок читает стихотворение В. Бакалдина «Моя Кубань
Воспитатель :- Дети, наша Кубань не всегда была такой.
Давным-давно она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Была она вначале маленькой, но для наших предков - это была Родина».
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Дети: (ответы детей) «Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек».
Воспитатель : «Правильно! Наши предки называли себя казаками.
Казак – значит воин. Казаки служили Родине своей, защищали её честью и отвагой. Не зря говорили: «Тамань смотрит вдаль и охраняет Кубань».
Дети, а какие вы знаете пословицы про Родину, про смелость…
Пословицы
«Жить – Родине служить»
«Смелость – сила Воеводы»
«Тот герой, кто за Родину горой»
Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Тамани?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель : Но прежде, чем отправиться в дальний путь, давайте произнесем волшебные слова…
Вот, ребята, колесо-
В нём время спрятано давно
Лишь только сделает оно круг,-
Древний мир возникнет вдруг….
Воспитатель : «Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). (3 слайд) Ребята, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано».
Кто прямо пойдет,
Тот на Тамань попадет! (на старославянском языке).
Воспитатель : Ребята, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице «Медленнее идешь – быстрее придешь». Но сначала давайте посмотрим на карту (слайд - рассматриваем карту Тамани) и узнаем, откуда пошла земля Русская. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на Таманскую землю, наши с вами предки - Казаки».
Воспитатель : «В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались казаки на западной окраине Кубанской равнины, где раскинулся загадочный Таманский полуостров, омываемый Черным морем с юга и Азовским – с севера, окруженный с востока предгорьями Большого Кавказа (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?».
Дети: (ответы детей) «Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно».
Воспитатель : «Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?».
Дети: (ответы детей) «Из книг».
Воспитатель : «Правильно, из великой книги – летопись. (5 слайд).
Летопись – это произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена.
А вы знаете, кто был летописцем нашего края? (ответы детей)
Самым известным летописцем Тамани был монах Никон. (6 слайд)
Послушайте легенду о Никоне.
Однажды, давным-давно, на Тамань прибыл удивительный человек. Он удивлял всех своей добротой, лучезарностью, светлостью души и разума.
Казаки стали тянуться к нему, и он научил их жить праведно, с любовью. с верой, с надеждой. И жизнь казаков на Тамани изменилась в лучшую сторону. Они стали строить храмы, открывать школы. И стали наши предки нести православную веру через века, мы помним об этом.
Дети, посмотрите на прошлом занятии мы с вами начали проводить опыт – посеяли зерно пшеницы в два ящика и предположили с вами, что для того чтобы оно проросло необходимы почва, вода, свет и любовь. Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось… Дети почему в одном ящике зёрна дали ростки, а в другом нет) (дети делают выводы).
Так и монах Никон своими проповедями сеял в души казаков зёрна добра, любви и веры - взращивал ростки православия.
Ребята, что вы знаете о православии, где вы встречали это слово? (ответы детей).
Физкультминутка:
Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)
И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)
Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих
рыбок)
Птенчики сидят в гнезде, (присели, руки под подбородок)
Ярко звездочки горят — (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами
(все пальцы свели и резко развели)
Нам о Боге говорят (указательным пальцем показали на небо)
Воспитатель : «Ну, что – же, пойдем прямо, как написано на камне (идут прямо по залу). Посмотрите налево, там недалеко виднеется монастырь (слайд, а в открытое окно можно увидеть монаха Никона в его келье. Он что – то пишет».
(Летописец Никон предлагает детям ответить на его вопросы и разгадать кроссворд)
Кроссворд
1. Жилище наших предков (хата)
2. Какую веру исповедуют казаки? (православие)
3. Место где собираются все верующие? (храм)
4. Наши предки (казаки)
5. Летописец нашего края (Никон?
6. Как называется произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена? (летопись)
1 х а т а
2 п р а в о с л а в и е
3 х р а м
4 к а з а к
5 н и к о н
6 л е т о п и с ь
Воспитатель : «Давайте не будем мешать Никону – летописцу создавать свое
произведение
Воспитатель : Дети, пора и честь знать, в гостях хорошо, а дома лучше….
Ну-ка колесо, крутись, снова в детский сад возвратись…
Анализ занятия : Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? Молодцы…Что вы узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель : Давайте жить, поживать, добра наживать, будем благодарны нашим предкам и постараемся сохранить и преумножить все богатства нашего края для наших потомков.