Приложение МААМ

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет»

Евгения Бабакова
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…»

Задачи:

• Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.

• Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв - оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

• Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о её народных героях-богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

• Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.

Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе „Там русский дух, там Русью пахнет“» размещена в разделах

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Материал:

• Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря»

• Иллюстрации с изображением богатырей из былин.

Предварительная работа:

• Заучивание стихотворений о России, о богатырях, о природе (Т. Курбатовой, М. Понсоровой, И. Никитина, Н. Рубцова).

• Чтение былин и рассматривание иллюстраций о богатырях «На заставе богатырской» В. Лебедева, «Никита Кожемяка» пересказ К. Ушинского, «Родные сказки» Т. Шорыгина.

Ход занятия:

Организационный момент.

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят» (группа «Любэ»).

- Сегодня недаром наше занятие началось с задушевной русской песни, ведь наша беседа будет о Родине.

- Как называется наша Родина? (ответы детей). Правильно, Россия.

- Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия! Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - един-ственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина? (Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.)

- Как называлась наша страна раньше? (Русь).

- А почему её так называли? А знаете ли вы, откуда пошло название нашего Отечества - Россия, Русь? Когда-то наши предки (наши прадедушки и прабабушки) селились по рекам, т. е. строили вдоль рек свои села и города. Одна из таких рек называлась Росы, а тех, кто жил по берегам этой реки, называли росами или русами.

- Кто защищал Землю русскую? (ответы детей). Русь защищали настоящие богатыри – об этом мы знаем из дошедших до нас былин. Что такое былина? (Былина – это русская народная песня – сказание о подвигах богатырей.)

- Какие былины вы знаете? (ответы детей). Раньше, когда телевидения и радио не было, от города к городу, от селенья к селению ходили гусляры и пели о подвигах русских богатырей – защитниках Родины!

- А каких русских богатырей вы знаете? (ответы детей).

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был добрый волшеб-ник. И, как все добрые люди, делал добрые дела, приносил людям радость! Был он художником, и звали его Виктор Михайлович Васнецов. В молодые годы он увлекся былинами, и так одна из них ему понравилась, что он выписал ее к себе в тетрадь, а позже нарисовал замечательную картину «Богатыри».

Под славным городом Киевом,

На тех степях, на днепровских,

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья – Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города, из Ростова.

- Кто изображен на картине? (ответы детей). Чем они вооружены? (ответы детей). Для чего нужен был боевой дозор? (ответы детей).

- Художник не скупился на детали - все в его картине имеет смысл: и степ-ные просторы Родины, и фигуры богатырей, и их доспехи, вооружение, их кони. Очень талантливо В. М. Васнецов изобразил каждого богатыря: его особенности, его характер, его возраст.

- А кто из богатырей вам понравился больше всего? (ответы детей).

(Мини - рассказы детей о любимом былинном герое)

1. Илья Муромец – самый старший, самый главный и опытный на заставе. В нем чувствуется мудрость и большая сила. И конь у него статный, сильный, вороной. В одной руке у него копье, на другой висит палица. Одеты все богатыри в шлемы и кольчуги – это их воинские доспехи. Илья Муромец смотрит вдаль: не идет ли враг на Русь? В нем чувствуется спокойствие, мудрость, надежность и выдержка. Глядя на Илью Муромца понимаешь, что Святая Русь под надежной защитой.

2. А мне нравится Добрыня Никитич. Он отважен, смел, силен, но более нетерпелив и молод. Он готов в любую минуту, не раздумывая, броситься на врага, поэтому Илья Муромец как бы сдерживает его, преграждая путь своим копьем белогривому коню Добрыни.

3. Мне очень понравился самый молодой и задорный богатырь Алеша Попович. На нем серебряная кольчуга, одежда его красива и богата. У него густые брови, усики, взгляд «с хитринкой», в нем чувствуется ум и смекалка. В одной руке он держит наготове лук со стрелами, а в другой – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня и мчаться в бой. А за спиной Алеши видны гусли, значит, он, к тому же, и поэт, и гусляр – музыкант.

- Ребята, спасибо за прекрасные рассказы, вы тонко подметили все то, о чем хотел нам рассказать в картине В. М. Васнецов, о его безграничной любви к Родине.

(Звучит песня «Конь» (группа «Любэ»)

- Ребята, по-моему, у нас происходят настоящие чудеса!

(Входят три богатыря, «ожившая картина»)

- Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?

(Да)

- Тогда нам нужно собираться в нелёгкий путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу).

- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.

Пойдёшь направо

Деньги и слава,

Пойдёшь налево

Друзей потеряешь и не будешь смелым,

Двинешься прямо

Ждёт опасность и богатырская застава.

- И так, дети, какую мы с вами выбираем дорогу? (Дорогу, которая идёт прямо).

(Воспитатель идёт с детьми по дороге и перед ними первое препятствие.)

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Соступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям надо пройти, руки на поясе).

Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине.

• Тот герой, кто за Родину горой.

• Кто смел, тот на коня сел

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

• Сам погибай, а товарища выручай

• С Родной земли умри, не сходи

• Жить - Родине служить

• Счастье Родины - дороже жизни

• Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой кто за народ идёт

• Если дружба велика, будет Родина крепка

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Надо пройти через реку по камушкам).

Здесь преграда, здесь кощей

Ест он много, много щей

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

Физминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он, каков:

Он силён, он здоров, (показывают силача)

Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (выполняют замах и бросок)

На границе стоял (показывают)

Зорко - зорко наблюдал. (подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастём и мы, смотри, (поднимают руки высоко вверх)

Станем как богатыри! (руки на пояс)

Все преграды покорились,

Дальше в путь вы все пустились.

Но, увы, не тут - то было

Вихрем всё вдруг закружило.

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай,

И оружие скорее выбирай.

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)

- Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

- Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва? (Разговор с Богом).

Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур, слову конец, делу венец.

- Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов не нападало на неё, хоть во много раз больше, чем наших воинов - дружинников, умела Русь стоять насмерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.

- Ребята, в древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь. А теперь мы встанем в круг и выполним с вами хороводный обряд - поклонение дубу. Я буду читать слова, и показывать движение, а вы за мной повторять.

У нас рос дубок - (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок, (наклоняются вниз, показывают корень)

Листья да его -

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки. (руки вверх)

Ах ты, дуб - дубок, ты могуч, (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты дубок скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную, защитить от врага!

Заключительная часть.

- Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам: «Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину».

Мне очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали, услышали, увидели, прочувствовали, все свои впечатления выразили в своих рисунках!

(Работа детей в изостудии)

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Откуда пошла Русская земля» Программное содержание: - Закрепить знания детей об истории Кубани, о том, как жили предки казаки. - Вызвать у детей интерес к истории.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Праздник Пасхи» Цель: Познакомить детей с праздником Пасха, на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального.

Конспект НООД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Добрые дела»Конспект НООД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Добрые дела» Задачи приоритетной образовательной области: • Создание положительного эмоционального фона в группе. • Формирование дружеских взаимоотношений,.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.

Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной группы «Христианская семья и её ценности» КОНСПЕКТ ООД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группы «Христианская семья и её ценности» Цель.

Конспект викторины по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы с ТНР «Что я знаю о городе своем?» Тема: «Что я знаю о городе своем?» Форма проведения: игра – викторина. Цель: обогащение знаний детей о родном городе. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Чудо Рождества» Цель: - формировать представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа; - воспитывать любовь, милосердие.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы «Самое главное слово — мама» «Самое главное слово - мама» 1-я часть Цель: разъяснить детям, что значит слово "мама"для каждого человека на земле, показать образ матери.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» «Святитель земли Русской-Преподобный Сергий Радонежский» Цели: - рассказать детям о святом Сергии Радонежском; - обращать внимание детей.

Конспект НОД в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие в волшебную сказочную страну» Вводная часть (подготовительный этап). Образовательная область Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры Коммуникативная Игровая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет»
Опубликовано: 28 марта 2016 в 19:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Бабакова (УИ 584542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД